ОВРАЖНЫЕ СКЛОНЫ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА КИТО, ЭКВАДОР

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.255
Выпуск: № 5 (47), 2016
Опубликована:
2016/05/20
PDF

Кравченко Р.А.

Кандидат географических наук, Технологический университет «Экиноксиаль», Республика Эквадор

ОВРАЖНЫЕ СКЛОНЫ В СЕВЕРНОЙ  ЧАСТИ  ГОРОДА  КИТО, ЭКВАДОР

Аннотация

Цели исследования включали изучение характера склонов оврагов в горно-экваториальной зоне Республики Эквадор, в окрестностях столицы страны, города  Кито. Исследовались углы наклона откосов эрозионных форм в разных частях оврагов, степень эрозионной активности, задернованность. Выявлено, что от вершины к устью оврага происходит уменьшение крутизны склонов.

Однако внутри русла оврага наблюдается более сложная картина. Участки с выположенными склонами чередуются с крутосклонными фрагментами. Внутри овражной формы развиваются новые врезы.  Происходит обновление и повторная активизация уже стабильных и задернованных склонов.

Ключевые слова: эрозия, склоны, овраг.

Kravchenko R. А.

 PhD in Geography, «Equinoccial» Technological University (UTE). Republic of Ecuador

GULLY SLOPES IN THE NORTHERN PART OF QUITO, ECUADOR

Abstract

Research objectives included the study of the gully slopes nature in the equatorial mountainous region nearby Quito, the capital of the Republic of Ecuador. During the research, tilt angles of erosional form slopes in different parts of gullies, the degree of erosional activity and turf covering were examined. The study revealed that there is a decrease in steepness of slopes beginning from the top toward the gully mouth.

However, inside the gully bed, a more complex picture was observed. It was found that low slope areas alternated with steep fragments and new incisions developed inside the gully forms. Renewal and re-activation of already stable and turf-covered slopes are observed.

Keywords:  erosion, slopes, gully.

Одна из ключевых  концепций флювиальной геоморфологии, это единство эрозионного и аккумулятивного процесса [1]. Рельеф и рельефообразующие процессы необходимо рассматривать как динамическую систему, в которой эрозия изменяет рельеф, но тем самым изменяет свой тип и интенсивность [2].

Как известно [3, 4, 5, 6, 7] овраг не только прирастает за счет эрозии, но и заполняется отложениями. Динамика эрозионно-аккумулятивного процесса проявляется, в том числе и в изменении склонов внутри оврага.

Линейные эрозионные формы, такие как промоины и овраги прирастают в результате регрессивной эрозии. Продвижение вершины оврага по склону приводит не только к изменению длины эрозионной формы но и трансформирует овражные откосы.

Свежие врезы в вершинах оврагов часто имеют склоны близкие к отвесным, не закрепленные растительностью. Происходит осыпание грунта транспортируемого водным потоком по овражному руслу. Вдоль бровок оврага по склону, в котором развивается размыв, активизируются оползневые процессы.

Исследование линейных форм эрозии проводилось на участке, расположенном на территории республики Эквадор на северной окраине  города Кито. Это пригородная зона, земли которой выведены из хозяйственного оборота и не используются. Изученный район характеризуется широким распространением оврагов различающихся по длине, ширине, глубине и степени эрозионной активности.  Высота над уровнем моря 2600 – 2700 м. Объект исследования находится близ линии экватора.

Овраги развиваются в современных рыхлых отложениях частично перекрывающих склоны. Значительные перепады высот и углы наклона склонов создают необходимые условия для формирования водных потоков. Климатические характеристики в целом благоприятствуют развитию водной эрозии. Атмосферные осадки выпадают в жидком виде, со значительной долей ливневых дождей. Почвы сильно эродированы и бедны органическим веществом. Длина склонов часто превышает 1 км. Как правило, слоны имеет сложную форму, с чередованием выпуклых и вогнутых участков.

Характер овражных склонов изучался на примере одного из типичных оврагов. Овраг развивается в средней части склона длиной 1050 метров.  По форме профиля данный участок склона является прямым. Угол наклона склона в месте вреза оврага составляет 10 градусов. Длина оврага 139,5 м, максимальная глубина  5,7 м, ширина 15 м. Овраг ориентирован субширотно, запад (вершина) – восток (устье) и активно прирастает своей вершиной.

Для изучения морфометрических характеристик оврага использовался теодолит  (DGT 10 CST BERGER/Digital). Для уточнения использовались угломеры и другие измерительные инструменты.

Были проведены замеры углов наклона овражных стенок. Замеры проводились через каждые 20 метров. Отсчет проводился от вершины оврага. С учетом того, что овраг активен, для возможности дальнейшего сравнения динамики линейной эрозионной формы были установлены три металлических репера. Один на расстоянии 20 метров выше вершины по склону, и два репера по сторонам, на расстоянии 15 метров от каждой из бровок вершины оврага. Линия между этими двумя реперами также маркирует место расположения головы оврага на момент проведения исследования. С учетом полустационарного режима наблюдений на данной территории, при существенном изменении эрозионной активности возможно установление дополнительных маркирующих знаков. В местах резких изменений характера рельефа в русле оврага (повторные врезы или зоны активной аккумуляции) проводились дополнительные измерения.  Угол наклона овражной стенки считался от бровки оврага до подножия. Данные представлены в таблице.

Таблица – Углы наклона склонов в овраге

Расстояние от вершины оврага, м. Глубина оврага, м. Угол наклона овражных откосов северной экспозиции (градусов) Угол наклона овражных откосов южной экспозиции (градусов)
0 3,1 80 85
20 1,5 41 35
22 4,3 82 78
40 2,2 32 28
45 0,9 30 27
60 5,7 81 84
80 2,1 31 37
100 1,4 19 22
120 1,1 17 18
139,5 0,5 15 14

Следует отметить, что овражный откос имеет более сложное строение. Склоны эрозионного вреза имеет выпуклую, вогнутую или более сложную форму, с наличием дополнительных микронеровностей, нанорельефа. Однако изучение этих особенностей составляет предмет отдельного исследования и выходит за рамки данной работы.

Анализ приведенных данных показывает, что в овраге нет выраженной ассиметрии склонов. Происходит чередование крутизны откосов южной и северной экспозиции, однако различия незначительны.

Вершина оврага стреловидная, стенки незадернованные и близки к отвесным. На дне выражена водобойная яма. Однако ниже по руслу, на расстоянии первых метров уже происходит отложение эродированного материала. И в точке замера 20 метров от вершины наблюдается уменьшение глубины оврага до 1,5 м. Склоны оврага задернованы более чем на 50 % и имеют угол наклона 41 и 35 градусов, в отличии от почти отвесных стенок  вершины. Очевидно, прирост  вершины в результате регрессивной эрозии произошел   недавно. Об этом свидетельствует характер овражных стенок в пункте 20 метров. Судя по характеру задернованности и углам наклона был период стабилизации вершинной части, вероятно в течение нескольких лет.

Дополнительное измерение на расстоянии 22 метров от вершины было проведено в связи с наличием нового вреза внутри исследуемого оврага.  На дне основной овражной формы развивается фактически новый, самостоятельный овраг. Он имеет высокую степень эрозионной активности. Склоны в его вершине круто наклонные (82 и 78 градусов). Выражена водобойная яма. Глубина 4,3 метра. Откосы оврага незадернованны. Этот вложенный овраг обновляет стенки основной эрозионной формы.

Ниже по руслу идет процесс отложения наносов. И в пункте 45 метров был сделан дополнительный замер. Овраг имеет незначительную глубину 0,9 метра. Днище оврага широкое, сформированное распластанными наносами. На днище хороша развита травянистая растительность. В наносах сконцентрирован гумусовый слой почвы смытый с водосбора. Склоны оврага имеет углы наклона 30 и 27 градусов, задернованы на 70 %.

На расстоянии 60 метров от вершины, внутри овражного русла четко выражен новый, очередной  врез. В этом месте овраг имеет максимальную глубину 5,7 метра. Откосы не задернованы. Так же как и врез на дистанции 22 метра, этот вложенный овраг врезается в широкое закрепленное растительностью днище представляющее задернованный конус выноса. Этот размыв обновляют стенки основной отрицательной линейной формы рельефа. Углы наклона овражных откосов составляют 81 и 84 градуса. В стреловидной вершине этого вреза часть стенки оврага имеет форму выемки, над которой нависает задернованный грунт.

После донного вреза на отметке 60 метров - далее по направлению к устью уже не отмечается существенных размывов.  Выражена зона активной аккумуляции. На расстоянии в 80 метров по руслу овражные склоны задернованы более чем на 50 %. Начиная с пункта в 100 метров от вершины, склоны практически полностью задернованы. В устьевой части обширный конус выноса с хорошо развитой растительностью практически заполняет отрицательную форму рельефа. В нижней части овраг представляет из себя ложбинообразную форму, с мягкими очертаниями и незначительной глубиной, составляющей в устьевой части всего 0,5 метра.

Таким образом, происходит общее уменьшение крутизны склонов от вершины к устью. Выявлено два дополнительных вреза, которые обновляют овражные откосы, разрушают дернину и создают круто наклонные участки. Однако ниже этих повторных врезов, проявляется зона активной аккумуляции эродированного материала.

Литература

  1. Маккавеев Н.И. Взаимная связь процессов эрозии и аккумуляции (С. 9 – 11) // Эрозионные процессы. – Москва, 1984. – 256 с.
  2. Тимофеев Д.А. Геоморфологические и палеогеографические аспекты проблемы эрозии почв // Геоморфология. – 1988. – N – С. 14 – 28.
  3. Скоморохов А.И. О двух тенденциях в развитии овражно-балочного рельефа и возможностях противоэрозионной защиты земель // Геоморфология. – 1984. – N – С. 103 – 111.
  4. Скоморохов А.И. О возвратно-поступательном развитии флювиального рельефа // Геоморфология. – 1990. – N – С. 12–19.
  5. Кравченко Р.А. Аккумулятивный процесс в развитии овражных систем // Геоморфология. – 2000. – N – С. 12–18.
  6. Кравченко Р.А. Стадия аккумуляции в развитии овражных систем и защита земель от эрозии. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. – 119 с.
  7. Kravchenko, R. Influence of sediment from the Gullies in the development of erosion forms // Enfoque UTE. – 2013. –  4-N.2, –   pp. 35-44.

References

  1. Makkaveev N.I. Interconnections of erosion  and  accumulation  processes   (р. 9 -11) // Erosion processes. – Moscow,  – p. 256
  2. Timofeev, D.A. Geomorphological and paleogeographic aspects of the soil erosion problem .  // Geomorfologiya – 1988, №  2,  14 – 28
  3. Skomorokhov, A.I. On two trends in gully topography development and prospects for soil erosion control. // Geomorfologiya. – 1984, № 1, pp. 103 – 111
  4. Skomorokhov, A.I. On the reciprocating evolution of the fluvial relief. // Geomorfologiya – 1990, №  2,  12 – 19
  5. Kravchenko, R.A. Accumulation at the gully system's development // Geomorfologiya - 2000,  № 2,  12 – 18
  6. Kravchenko, R.A. Accumulation stage of the gully system development and protection from land erosion. Kursk State University,  Kursk, 2003. – p. 119
  7. Kravchenko, R. Influence of sediment from the Gullies in the development of erosion forms. / Enfoque UTE, V.4-N.2, 2013 -  35-44