ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЕС НА ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РФ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2015.42.001
Выпуск: № 11 (42), 2015
Опубликована:
2015/15/12
PDF

Цогоева М.И.1, Даурова В.В.2

1Кандидат экономических наук, 2студент, Северо-Осетинский Государственный Университет им. К.Л. Хетагурова

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЕС НА ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РФ

Аннотация

В статье рассматриваются экономические санкции, введенные Евросоюзом  против РФ: их особенности, отраслевая направленность, возможные и реальные последствия.

Ключевые слова: Российская экономика, санкции ЕС, отрасли

Cogoeva M.I.1, Daurova V.V.2

1PhD in Economics, 2student, North Ossetian State University after K.L. Khetagurov

THE IMPACT OF EU ECONOMIC SANCTIONS ON SECTORS OF RUSSIAN ECONOMICS

Abstract

The article is about EU economic sanctions against Russian Federation, their characteristics, sectoral orientation, potential and real consequences.

Key words: Russian economics, EU sanctions, sectors of economics

Экономические санкции в 21 веке, как и в 20, являются основным инструментом международной дипломатии. Для санкций характерно то, что они принимаются на определенное время, а их воздействие на экономику страны-реципиента сопряжено с временным лагом. Исследователи из Peterson Institute for International Economics, США в своей работе «Переосмысление экономических санкций» указывают, что такие санкции имеют результат  в трети из ста изученных ситуаций. Так, один из выводов гласит, что санкции, сочетаемые с иными мерами (например, военно-политического характера) ведут к успеху в дестабилизации политической системы страны, против которой они направлены. Однако, санкции, неподкрепленные никакими иными мерами дают лишь негативный итог и не более.

Издержки санкций для экономики вводящей их страны редко просчитываются заранее. Это можно объяснить тем, что их ущерб составляет не более 1% ВНП, так как вводящая санкции сторона, как правило, является «экономическим гигантом». Так, по данным Всемирного банка на Россию в общемировой структуре ВВП приходится 2,8%, тогда как на ЕС - 23,1%. Объективно экономика РФ более уязвима, так как обладает меньшей мощностью. Но если ежегодный прирост ВВП составляет, как в ЕС и РФ, около 1%, санкции начинают принимать обоюдоострый характер.

Контрсанкции России в виде эмбарго на импорт ряда продовольственных продуктов могут вызвать издержки товарооборота между странами-поставщиками и РФ, составляющие 12 млрд. евро, но в общем объеме экспорта ЕС это не более чем 1% (European Union). И если для ВВП Евросоюза эта величина небольшая, то для стран-участников товарооборота последствия могут быть ощутимы.

В России питали надежду на то, что интересы бизнеса возьмут верх над политической конфронтацией, но этого не произошло. Практика показывает, что деловые контакты могут быть приоритетнее политического противостояния, но только не в чрезвычайных ситуациях: тогда бизнес вынужден подчиняться политике, что и наблюдается в Европе.

На конец 2013 г. объем накопленных российских инвестиций в экономике США составил 4,1 млрд. долл., а, например, в Нидерландах — 23,3 млрд. долл. В свою очередь, инвестиций из США в России накоплено лишь 10,3 млрд., из Нидерландов — 68,2 млрд. долл. Учитывая то, что для стран-партнеров санкции более болезненны, чем для стран-извечных конкурентов, можно сделать вывод о том, что для России санкции со стороны США менее ощутимы, чем со стороны стран-членов ЕС, так как последние являются стратегическими партнерами России.

Санкции могут быть вызваны различными причинами и иметь разную направленность. Отличительная особенность настоящих санкций в том, что они накладываются не на все государство в-целом, а на физические и юридические лица, на коммерческие структуры и отраслеобразующие предприятия. Второй особенностью является то, что они исходят не только от отдельных государств, но и от экстерриториальных организаций.

Чтобы исследовать причины санкций, нужно изучить хронологию событий, как в сфере политики, так и в сфере экономики. В апреле, 2014 г. ЕС отказался от прокладки газопровода «Южный поток». В мае официальные представители ЕС отказались от участия в конференции «Энергетический диалог. Россия-ЕС: газовый аспект». В июле последовал целый ряд санкций в отношении РФ: прекращение финансирования ЕИБ новых проектов в РФ, приостановка ЕБРР инвестирования в РФ, ограничение экспорта ряда товаров и техники двойного назначения, поставок вооружений и военной техники, ограничение продаж, поставок и передачи определенных видов техники для нефтяной промышленности в РФ (санкционный список включает крымские   компании, сменившие собственника путем национализации). Также было оказано воздействие на определенные сектора экономики РФ: запрет компаниям из ЕС инвестировать в транспорт, энергетику и телекоммуникации, в добычу нефти, газа, минерального сырья, запрет на проведение операции с ценными бумагами со сроком погашения до 90 дней, выпущенными после августа 2014 г. российскими контрагентами с участием государства в капитале более 50%. В ответ правительство РФ запретило закупать отдельные виды зарубежной продукции машиностроения для государственных и муниципальных нужд. В августе правительство РФ запретило импорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран США, ЕС, Австралии, Канады и Норвегии и ограничило государственную закупку у этих стран товаров легкой промышленности. В сентябре  ЕС ввел следующие санкции: запрет на поставку товаров двойного назначения для девяти предприятий военно-промышленного комплекса и на передачу техники для освоения месторождений нефти, на оказание инвестирования и проведение операций с выпущенными облигациями со сроками погашения до 30 дней с 12 сентября,  расширил ограничения для пяти российских банков. В октябре к санкциям в отношении нефтяной промышленности, авиастроения и оборонного комплекса присоединились некоторые другие члены ЕС. В ответ на эти действия «Роснефть», «Сбербанк», «ВТБ», «ВЭБ» подали в суд на ЕС о признании санкций незаконными.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России , то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых конкурентоспособных отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности, а также против российского банковского капитала.

Взяв для сравнения отраслевую структуру ВВП РФ за 2013 г. и за 2014 г. в % к предыдущему году, можно сделать вывод о том, что процент сельского и лесного хозяйства, охоты снизился с 104,3  до 101,4; добычи полезных ископаемых -  возрос с 96,2 до 100,1; обрабатывающих производств – снизился с 103,9 до 102,5; производства электроэнергии и газа – возрос с 97,8 до 99,9; торговли и ремонта – возрос с 100,4 до 100,5; транспорта и связи – снизился с 103,0 до 100,0; финансовой деятельности – снизился с 112,3 до 109,6; операций с недвижимостью, аренды и услуг – снизился с  103,0 до 101,0; государственного управления, военной безопасности и социального страхования – возрос с 99,6 до 99,7; образования – снизился с 100,1 до 99,3; здравоохранения и социальных услуг – возрос с 110,7 до 101,0, строительства – снизился с 97,8 до 94,8 в 2013 и 2014 гг. соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что санкции действительно пагубно повлияли на российскую экономику, а особенно это заметно в таких ключевых отраслях, как: сельское и лесное хозяйство, охота; обрабатывающая промышленность, строительство; транспорт и связь; финансовая деятельность; операции с недвижимостью.

Литература

  1. М.Клинова, Е.Сидорова «Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с ЕС»// Вопросы экономики. – 2014. – № 12. – С. 67 – 79.
  2. «Вести.Экономика» http://www.vestifinance.ru/
  3. (Электронный ресурс) дата обращения 03.10.2015 г. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d05/18vvp2.htm

 References

M.Klinova, E.Sidorova «Jekonomicheskie sankcii i ih vlijanie na hozjajstvennye svjazi Rossii s ES»// Voprosy jekonomiki. – 2014. – № 12. – S. 67 – 79. «Vesti.Jekonomika» http://www.vestifinance.ru/ (Jelektronnyj resurs) data obrashhenija 03.10.2015 g. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d05/18vvp2.htm