КОРПОРАТИВНЫЙ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РИСКА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.035
Выпуск: № 5 (47), 2016
Опубликована:
2016/05/20
PDF

Назарова Л.Ф.

ORCID: 0000-0002-8226-0222, Уфимский государственный авиационный технический университет

КОРПОРАТИВНЫЙ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РИСКА

Аннотация

Ключевыми факторами в целях безрисковой деятельности компании  являются четыре проекции успеха: это организационно-производственная безопасность, финансово-экономическая безопасность, правовая безопасность и информационная безопасность. В данной работе рассматривается организационно-производственная безопасность на уровне промышленных холдингов и предприятий.

Ключевые слова: риск-менеджмент, управление рисками, ключевые индикаторы рисков

 

Nazarova L.F.

ORCID: 0000-0002-8226-0222, Ufa State Aviation Technical University

CORPORATE RISK MANAGEMENT: ORGANIZATIONAL AND INDUSTRIAL SECURITY. KEY RISK INDICATORS

Abstract

Key factors for aiming of risk free operation of the company, according to the author, are 4 projections of success: which are organizational and industrial security, financial and economic security, legal security and informational security. In this thesis organizational and production security is considered at the level of industrial holdings and in individual industrial companies.

Keywords: risk management; risk control; key risk indicators

При постановке задачи развития риск-менеджмента в компании, как правило, встает несколько ключевых вопросов, из которых главный: зачем? По данным исследований группы Marsh & McLennan Companies, Inc. среди 41 компании топ-300 половина опрошенных компаний нефинансового сектора выбрали ответ: «Для достижения стратегических целей». Считается, что с помощью риск-менеджмента можно осуществлять создание, защиту и увеличение стоимости активов. В свою очередь, любой положительный ответ автоматически подразумевает, что респондент внедрил, либо внедряет КСУР – корпоративную систему управления рисками. Внедрение КСУР в компании это стратегический, долгосрочный процесс, который порой растягивается на несколько лет, и успех процесса внедрения целиком зависит от поддержки высшего руководства. Когда подобная поддержка имеется, то это фундамент исполнения задачи внедрения КСУР.

Ключевыми факторами в целях безрисковой деятельности компании, по мнению автора, являются четыре проекции успеха: это организационно-производственная безопасность, финансово-экономическая безопасность, правовая безопасность и информационная безопасность. В данной работе рассматривается внедрение КСУР в части организационно-производственной безопасности на примере Группы компаний «Железобетон» (крупного башкирского холдинга, специализирующегося на производстве строительных материалов для нефтегазового сектора и энергетики страны).

Правильно поставленный риск-менеджмент компании позволяет значительно повысить эффективность ее деятельности, оптимизировать расходование корпоративных ресурсов на локализацию угроз бизнесу компании. С одной стороны, это сохранение самой компании, как целостного структурного образования и юридического лица (группы юридических лиц), нормальное функционирование основных подразделений (отделов, служб и т.п.). С другой стороны, это безопасное производство, отлаженные бизнес-процессы, инвестиционные программы и инновации.

Системный подход к управлению рисками компании предлагает выделить следующие составляющие: законодательная, нормативно-правовая и научная база; структура и задачи подразделений, обеспечивающих безопасность; организационно-технические и режимные меры и методы (политика безопасности). С целью обеспечения безопасности в компании должен быть принят ряд внутренних документов, регламентирующих политику безопасности: «Концепция безопасности», «Положение о безопасности» и другие. Данные документы  отражают позицию компании к деятельности в области защиты компании от рисков и угроз, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области.

Управляющей компанией рассматриваемого в качестве примера холдинга принят и растиражирован по предприятиям группы (заводам) составленный согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799—2005 внутренний документ «Концепция обеспечения безопасности Группы компаний «Железобетон». Данная концепция определяет цели, политику в области защиты информации, обозначает задачи, принципы и основные пути обеспечения безопасности. Концепция является базовым нормативно-информационным документом и служит основой для создания единой системы правовых, организационных, технических, режимных и иных мер, обеспечивающих защищенность Группы компаний.

Использование КСУР неразрывно связано с использованием методологии. Если не углубляться в прикладную литературу, то базовым инструментом для компаний может являться ГОСТ Р ИСО 31000–2010 (который является аналогом ISO 3100–2009). Дополнительно следует отметить ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011, который предоставляет руководство по 31 технике оценки риска – от мозгового штурма до мультикритериального анализа. Одним из самых действенных и эффективных способов для выработки рисков, относящихся к функциям компании, можно выделить использование метода мозгового штурма, в т.ч. с использованием «метода закрытых групп».

Если рассматривать глобальные риски, то исследование «Ernst & Young» «Пульс деловой жизни: сравнительный анализ десяти основных рисков и возможностей в 2013-м и в последующие годы» ранжировало области, в которых возможно найти собственные индикативы риск-менеджмента.

В качестве примера на рис.1 приведены элементы матрицы рисков из нормативного документа Группы компаний «Железобетон» «Порядок оценки обязательств и создания резервов».

06-05-2016 12-24-11

Рис.1 Элементы матрицы рисков

Что касается производственной безопасности, то ее целесообразно рассматривать с двух позиций: с точки зрения внутренних и внешних угроз. Безопасное производство с точки зрения локализации внутренних рисков включает в себя успешно реализованные инвестиционные и инновационные программы, отлаженные технологические процессы и внутризаводские логистики, контроль ключевых индикаторов рисков (КИР) производства, борьбу за качество продукции.

Залогом успеха компании в перспективном плане являются успешно реализованные инвестиционные программы. В зависимости от цели, поставленной инвестором, инвестиционная программа представляет собой "компромисс" между требуемым уровнем доходности и риском вложения капитала [1].

Использование инновационных решений, внедрение новых технологий, освоение новых продуктов увеличивают долю участия компании на рынке реальных инвестиций, приводят к конкурентным продуктам и ценам, усиливают позицию компании, минимизируют риски.

Каждое из подразделений холдинга владеет некоей специфической уникальной информацией, составляющей коммерческую тайну (рис. 2).  Например, производственные подразделения работают с новыми уникальными технологиями, разработанными собственными техническими отделами, позволяющими улучшить качество аэродромной плиты ПАГ-18. Эта информация строго охраняется от конкурентов, поскольку ставит данный холдинг на голову выше их. Не секрет, что при строительстве новых аэродромов, особенно, в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, в районах новых нефтегазовых месторождений, качество аэродромного покрытия является решающим критерием при выборе завода-производителя плит.

06-05-2016 12-24-37

Рис. 2. Пример составления информационной системы Группы компаний «Железобетон»

В отличие от внешних угроз главные и наиболее вероятные внутренние угрозы экономической безопасности корпораций в настоящее время лежат скорее не в финансовой, а в производственной сфере. Это прежде всего угроза массового выбытия устаревших элементов основного капитала, их невосполнение и утеря из-за этого производственного потенциала. Эта угроза в равной мере характерна для всех отраслей реального сектора, хотя, безусловно, каждая отрасль имеет специфические черты. Анализ динамики, износа, коэффициента обновления, коэффициента выбытия основных фондов необходимо осуществлять в каждой корпорации. Безусловно, этот анализ в корпорации должен быть детализирован по отдельным элементам основных фондов (зданиям, сооружениям, оборудованию), по срокам их службы, состоянию их роста, видам производства и производственным подразделениям корпорации и т.д. [2].

Также должны быть рассмотрены факторы, вызывающие внешние угрозы экономической безопасности корпораций, такие как значимые технические и технологические сдвиги, вызывающие изменение спроса на отдельные виды товаров и требований к их качеству, а также снижение цен на продукцию корпорации. Между тем эти внешние факторы могут быть представлены и как внутренние угрозы экономической безопасности корпорации. Так, весьма значимой может быть угроза отставания техники и технологии, применяемой в корпорации. Эта угроза, если она не предотвращена, лишает корпорацию конкурентоспособности на рынке и возможности нормально функционировать. Что касается внешней угрозы снижения цен, то ее можно рассматривать как внутреннюю угрозу высоких издержек производства. Эта угроза тесно связана с предыдущей. В мире постоянно возникают технические новшества, позволяющие снижать издержки производства, что, естественно, может привести и к снижению цен. Если корпорация постоянно не работает над снижением издержек производства, то всегда есть угроза потерять конкурентоспособность на рынке. Таким образом, любая корпорация постоянно испытывает внешние и внутренние угрозы экономической безопасности. Это требует и соответствующей деятельности по предотвращению и преодолению этих угроз и по компенсации ущерба от их действия. Прежде всего, необходима диагностика кризисных ситуаций корпорации.

Для этих целей применяются ключевые индикаторы риска (КИР) – показатели, существенно влияющие на уровень конкретного риска. Предполагается, что среди множества действующих случайных факторов есть такие, которые во многом определяют вероятность наступления неблагоприятного события и потенциальный размер ущерба [3]. Если отслеживать такие факторы или показатели, можно с большей или меньшей уверенностью отслеживать и уровень рисков и даже прогнозировать убытки. Такой подход позволяет работать с рисками, которые плохо поддаются количественному анализу.

06-05-2016 12-27-33

Рис. 3. Диаграмма Ишикавы. Причинно-следственный анализ факторов риска качества при производстве дорожной плиты ПДН-55

Для контроля КИР компании необходимо сформировать карту рисков: направления деятельности и виды рисков. Использование метода «причинно-следственный анализ» (диаграмма Ишикавы) на примере обработки задачи по выявлению рисков производства плиты дорожной ПДН-55 представлено на рис. 3. Метод демонстрирует процессный подход по выявлению рисков и составление карты.

Указанная карта в дальнейшем оценивается по приоритетности через использование «матрицы последствий и вероятностей» (рис.4).

06-05-2016 12-27-59

Рис. 4. Матрица последствий и вероятностей на примере производства дорожной плиты ПДН-55

Из рисунка видно, что наибольших последствий следует ждать от такого события как «текучесть персонала» (например, формовщиков, электрогазосварщиков), следующие по приоритетности риски – это «нарушение технологии производства», «износ формы» и «деформация платформы».

Ключевые индикаторы рисков могут быть как количественными, так и качественными. Например, для оценки уровня риска производства некачественной плиты дорожной ПДН-55 можно отслеживать показатели: оборот и качество форм, качество цемента и заполнителей, текучести кадров, нарушение технологии. Это и будут индикаторы риска качества производства. Определить какой же из них является ключевым возможно с помощью тестирования, применяя бальную систему оценки по задаваемым вопросам (рис.5).

06-05-2016 12-33-25

06-05-2016 12-35-25

Рис. 5. Анкета оценки возможности использования КИР на примере Группы компаний «Железобетон»

Алгоритм расчета каждого из ключевых индикаторов риска должен быть понятен менеджерам разных уровней и однозначно определен. В связи с этим можно разработать для каждого индикатора информационный профиль, включив в нее основные параметры и описание методов расчета показателя, периодичность расчета показателя, ответственного и т.д. Данная информация позволит как можно более полно и точно понять его смысловое содержание и оценить его применимость для заданной ситуации.

Как отмечают исследователи, в современном мире возникла и бурно развивается новая парадигма управления — менеджмент, основанный на знаниях. Сегодняшняя обстановка на рынках характеризуется усложнением коммерческих схем и условий сделок, использованием сложных комплексных продуктов, усилением конкуренции между компаниями, внедрением системы деловой разведки [4].

Корпоративный риск-менеджмент – это новая концепция, которая представляет собой структурированный и последовательный подход, характеризующийся непрерывным процессом, осуществляющимся в рамках всего предприятия, охватывающий все рисковое поле компании и координирующийся ее высшим руководством. Ключевые индикаторы риска применяются в настоящее время, в основном, в системах управления рисками банков. На уровне же промышленных холдингов и отдельно взятых производственных предприятий эта работа лишь только начинается.

 

Литература

  1. Родионова Л.Н. Организационно-экономическое обеспечение надежности функционирования финансово-промышленных систем : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 : СПб., 1998 337 c. РГБ ОД, 71:99-8/5-3
  2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело,2005. - 896 с., 2005
  3. Арустамов М.А. Разработка системы ключевых индикаторов по основным рискам // Российское предпринимательство. — 2014
  4. Митрофанов А.А. Место деловой разведки в обеспечении экономической безопасности бизнеса / Электронный ресурс — http://www. bre.ru

References

  1. Rodionova L.N. Organizational-economic maintenance of reliable functioning of financial and industrial systems: Thesis, Doctor of Economic Sciences: 08.00.05 SPb., 1998 337p PGB OD, 71:99-8/5-3
  2. Senchagov V.K. Economic security of Russia: Main book: Text book edited by V.K. Senchagov 2nd edition – M. Delo, 205. – 896 p., 2005
  3. Arustamov M.A. Development of key indicators system for major risks Russian entrepreneurship – 2014
  4. Mitrofanov A.A. Place of business intelligence to ensure the economic security of business / Electronic resource http://www. bre.ru