ИГРОВОЕ СОЦИАЛЬНО ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.152
Выпуск: № 11 (53), 2016
Опубликована:
2016/11/18
PDF

Александрова А.В.1, Александров Ю.Д.2

1ORCID: 0000-0002-1469-2007, Кандидат технических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, 2ORCID: 0000-0002-5456-7980, Студент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва

ИГРОВОЕ СОЦИАЛЬНО ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация

Перед российскими  предприятиями высокотехнологичных отраслей стоит задача повышения эффективности производства.  На решение этой проблемы нацелены инновационные управленческие технологии, одной из которых является  бережливое производство. В данной статье игровое имитационное моделирование рассматривается в качестве ключевого инструмента внедрения системы бережливого производства.  Анализ факторов успеха в принятии концепции бережливого производства персоналом предприятий  высокотехнологичных отраслей показал, что основной эффект достигается за счет организационных мер,  а также инвестиций в обучение и развитие персонала.

Ключевые слова: деловые игры, бережливое производство, высокотехнологичное производство, эффективность.

Aleksandrova A.V.1, Aleksandrov Y.D.2

1ORCID:0000-0002-1469-2007, PhD in Engineering, Associate professor. Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, 2ORCID: 0000-0002-5456-7980, Student, BMSTU, Moscow

PROBLEM SOLVING IN HIGH-TECH INDUSTRIAL ORGANIZATION THROUGH BUSINESS GAMES

Abstract

Russia's high tech enterprises are facing the problem of production efficiency improvement. The lean production is one of the innovative management technologies aiming on the mentioned problem solving. In this article the game modeling is considered as the key instrument of the lean system implementation. The analysis of the success factors of the lean concept adaptation among enterprise employees has shown that the major effect is reached due to organizational actions taken and investments in staff development.

Keywords: business games, Lean technology, high technology production, efficiency.

Игровое социально имитационное моделирование  (ИСИМ) - это класс игровых  методов моделирования процессов принятия управленческих решений, к которым относят: деловые игры, ролевые тренинги, игровое проектирование.

Начало применению методов ИСИМ в управлении  и подготовке кадров было положено в 30-е годы XX века в СССР. В эти годы вводились в строй гиганты отечественной  индустрии. Пусковой период  проходил сложно,  с большим числом неполадок и отставанием по срокам от плана. Правительство обратилось к ученым с поручением помочь запуску новых производственных объектов. В  научно-исследовательском секторе Ленинградского инженерно-экономического института (ЛИЭИ) группа исследователей, под руководством Ф.К. Щварца, приступила к  разработке методики проведения «организационно-производственных испытаний».

В 1932г. была проведена первая в мире деловая игра на тему  – «Развертывание производства сборочного цеха Лиговского завода пишущих машин в пусковом периоде» [1].  Результатом проведенной игры стало понимание того, что имитирование  ситуации запуска цеха, способно выявить причины узких мест и точки приложения организационных усилий на реальном объекте.  За последующие несколько лет было разработано около 40 игр с различной тематикой.

Начиная с 60-х годов XX века методы игрового имитационного моделирования  получили широкое распространение в сфере подготовки управленческих кадров и бизнес-образовании. Только в каталоге деловых игр  ЛИЭИ к 1987 году  насчитывалось 722 игры, в том числе по темам:

  • планирование на предприятий-178;
  • подготовка производства- 86;
  • кадровая политика, стиль руководства - 82 игры;
  • оперативное управление производством- 77 игр;
  • управление снабжением- 13 игр;
  • техника безопасности, охрана труда- 8 игр[2].

В настоящее время количество деловых игр измеряется тысячами. Они различаются по масштабности имитируемых объектов, функциональному профилю, особенности строения. Сама игра стала объектом интеллектуальной собственности и носителем громкого названия, например:  «Территория инноваций», «Наш паровоз вперед лети! и всё не по тому пути…», «Инновации на границе: контроль без опасности», «Лакомства для «Гурмана», «Цель оправдывает средства».

Распространяются и внедряются деловые игры, прежде всего, в Англии, Канаде, США, Японии, Франции, Германии. Ежегодно  специалисты по игровому моделированию участвуют в международных встречах под эгидой ISAGA (International Simulation and Games Association). Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм  (ISAGA) является профессиональной организацией специалистов в области игрового социального имитационного моделирования, объединяющей как разработчиков, так и пользователей активных методов обучения, проектирования и исследования. В 2015 в г. Киото, Япония, прошла  46 –я конференция ISAGA .

Перед российскими  предприятиями сейчас стоит задача организации производства высокотехнологичной  продукции конкурентной на мировом рынке.  На решение этой задачи нацелены инновационные управленческие технологии. Одной их таких технологий является  «бережливое производство (Lean technology)».

Анализируя «бережливое производство» с позиций отечественной теории и практики  организации и управления производством, следует отметить, что в нем гармонично сочетаются  принципы рациональной организации производственного процесса,   заложенные в трудах Ф. Тейлора и Н.Ф. Чарновского, и новаторские приемы производственной системы «Toyota»  [3]. Например, изменение подхода к организации транспортировки предметов производства в производственной системе, решения по мобилизации творческого потенциала персонала организации и ряд других.  «Бережливое производство» осуществляет изготовление продукции требуемого качества в соответствии с потребительским спросом и ее поставку потребителям в установленных объемах (количествах), в заданные сроки, с оптимальными общими издержками [4].

Госкорпорация  Ростех уже запустила систему бережливого производства на КАМАЗе, в холдингах «Швабе», «Авиационное оборудование», концернах КРЭТ и Калашников, а также в Объединенной двигателестроительной корпорации [5].

Lean-проекты активно реализуются практически на всех предприятиях Холдинга «Вертолеты России». Эти проекты включают систему рациональной организации рабочих мест «5С», оптимизацию и усовершенствование процесса хранения и выдачи материала со склада, устранение неэффективных потерь в производстве высокотехнологичной продукции, систему быстрой переналадки оборудования SMED . Внедрение технологий бережливого производства предполагает также оптимизацию взаимодействия ОКБ и серийных заводов.

Следует отметить, что в результате внедрения «Бережливого производства» изменяются психология, менталитет рабочих, инженерно-технических кадров и руководителей предприятий. Зачастую, персонал демонстрирует нежелание перехода на новые принципы организации работ  и выступает тормозом нововведений.

Причинно-следственный анализ успеха в принятии концепции бережливого производства персоналом  компаний авиационной промышленности представлен в работе Martínez-Jurado, P.J. [6]. Из данных  анализа следует, основной эффект достигается за счет организационных мер,  а также инвестиций в обучение и развитие персонала.

Каждый участвующий в играх имеет возможность прочувствовать механизм коллективной деятельности. В процессе игры более чутко распознаются сигналы обратной связи (оценки и реакции других), актуализируется компетентность в сфере невербальных средств коммуникации, интерактивные технологии провоцируют потребность совершенствовать коммуникативную и психологическую компетентность, а порой и личную культуру, связанную с этикой деловых отношений.

Как отклик на высокую потребность в обучении практикам Lean  предлагаются новые интерактивные разработки, причем, к играм прилагаются наборы готовых тренажеров.

Летательные аппараты и их компоненты являются не только сложной, но и наукоемкой продукцией. Для их создания и обслуживания требуются специальные научно-технические знания [7].  Поэтому на предприятиях авиационного двигателестроения технологии Lean  отрабатываются на  примере сборки  отдельного узла вертолета.

Проводя аналогию направленности игр разработанных в СССР, и  игр, применяемых в качестве инструмента моделирования методов и процессов Lean,  можно сделать вывод об их тесной взаимосвязи. По назначению игры в то время подразделялись на: проектировочные, планово подготовительные, исследовательские и учебные.  Современные игры также ориентированы на  моделирование процесса реконструкции (модернизации, запуска), имитацию процесса  разработки технико-экономического обоснования проекта, анализ вариантов реализации проекта, обучение персонала (табл.1). На уровне качества макетов объектов, информационно - технической поддержки расчетов, качестве подачи аналитических материалов, применяемых управленческих инструментов - отличия значительны.

Таблица 1-  Назначение деловых игр по реконструкции производства

Назначение игры Вид игры
Реконструктивные, СССР Бережливое производство
Проектировочные Моделирование процесса переоборудования, перепланировки цеха/ участка Моделирование процесса модернизации, перепланировки цеха/ участка
Планово подготовительные Моделирование процесса разработки Стройтехромфинплана Моделирование процесса разработки бизнес плана проекта реконструкции
Исследовательские   Анализ вариантов реконструкции цеха, участка Анализ вариантов реконструкции цеха, участка
Учебные Подготовка и переподготовка кадров техперсонала Подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации персонала  
 

Инновационные подходы к организации высокотехнологичного производства ставят новые задачи в вопросе личной эффективности руководителей и предъявляют новые требования к их знаниям, навыкам, деловым и личностным качествам [8].  Подтверждением этого   может служить востребованность нового типа управленца, обладающего комплексом знаний в области бережливого производства: Lean  - менеджер, Lean -лидер.

Подводя итоги, можно констатировать, что применение деловых игр в решении проблем повышения эффективности высокотехнологичного производства путем  перехода на Lean technology:

  • помогает усвоить сложную теорию и японские термины;
  • позволяет побороть страхи и сомнения;
  • развить навыки работы в команде;
  • отладить процедуры по выявлению узких мест и ликвидации неэффективных потерь;
  • выявить лучшую модель нового технологического участка;
  • определить оптимальную последовательность технологических операций;
  • обосновать набор необходимых инструментов на каждом рабочем месте;
  • отработать процедуры запуска новой продукции.

Список литературы / References

  1. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. - СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. - 536 с.
  2. Зарукина Е.В. Инновации в системе подготовки управленческих кадров: игровое имитационное моделирование /Межвузовский сборник  научных трудов под ред. Сизова В.И., Кузнецова С.В.- Санкт-Петербург, 2012. С. 82-86.
  3. Кузьмичев А.Д. Н.Ф. Чарновский и становление научного менеджмента в России// Российский журнал менеджмента, 2012, т.10 №3, С.165-176.
  4. Экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / Коллективная монография под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 622 с.
  5. Официальный сайт компании «Ростех» [Электронный ресурс] — Режим доступа:. http://rostec.ru/news/4513286 Дата обращения: 12.10.2016.
  6. Martínez-Jurado, P.J., Moyano-Fuentes, J. and Jerez-Gómez, P. : “Human Resource Management in Lean Production Adoption and Implementation Processes: Success Factors in the Aeronautics Industry”. BRQ Business Research Quarterly, Vol. 17, No. 1, 2014, P. 47-68 , http://dx.doi.org/10.1016/j.cede.2013.06.004
  7. Aleksandrova  V.,  Protsenko E.V,  Sekerin V.D.,   Gorohova A.E. Risk Management Tools in Russian Aviation Engineering // Journal of Applied Economic Sciences, Vol. XI, No. 1(39), 2016. P.18-23
  8. Акимова И.А., Александров Ю.Д. Трансформация профессии менеджера в эпоху глобализации// Гуманитарный вестник МГТУ. 2015. № 10(36)  Doi: 10.18698/2306-8477-2015-10-301

 Список литературы  на английском языке / References in English 

  1. Panfilova A.P. Igrotehnicheskij menedzhment. Interaktivnye tehnologii dlja obuchenija i organizacionnogo razvitija personala: Uchebnoe posobie. [Technoology of  game management. Interactive technologies for learning and organizational development of staff: manual] / A.P. Panfilova.  – SPb: IVJeSJeP, «Znanie», 2003. - 536 p. [in Russian].
  2. Zarukina E.V.  Innovacii v sisteme podgotovki upravlencheskih kadrov: igrovoe imitacionnoe modelirovanie : Mezhvuzovskij sbornik  nauchnyh trudov  [Innovations in systems of management training: game simulation :  Interuniversity collection of scientific papers] / Zarukina E.V.; edited by Sizova V.I., Kuznecova S.V. – Sankt-Peterburg, 2012. P. 82-86. [in Russian].
  3. Kuz'michev A.D. N.F. Charnovskij i stanovlenie nauchnogo menedzhmenta v Rossii [N.F. Charnovsky and formation of scientific management in Russia]  / A.D.  Kuz'michev  //  Rossijskij zhurnal menedzhmenta  [Russian Journal of  Management]. – 2012. – 10. –№3. – P.165-176.  [in Russian].
  4. Jekonomika i promyshlennaja politika: teorija i instrumentarij / Kollektivnaja monografija [Economy and Industrial Policy: Theory and tools­ / collective monograph] / edited by A.V. Babkina. – : Izd-vo Politehn. un-ta, 2014. 622 p.   [in Russian].
  5. Official Web Page of Rostec Corporation [Electronic resource] – URL: http://rostec.ru/news/4513286  [accepted by  October 12,2016.]
  6. Martínez-Jurado, P.J., Moyano-Fuentes, J. and Jerez-Gómez, P. : “Human Resource Management in Lean Production Adoption and Implementation Processes: Success Factors in the Aeronautics Industry”. BRQ Business Research Quarterly, Vol. 17, No. 1, 2014, pp. 47-68,  http://dx.doi.org/10.1016/j.cede.2013.06.004
  7. Aleksandrova V.,  Protsenko E.V,  Sekerin V.D.,   Gorohova A.E. Risk Management Tools in Russian Aviation Engineering // Journal of Applied Economic Sciences, Vol. XI, No. 1(39), 2016. P.18-23
  8. Akimova I.A., Aleksandrov Yu.D. Transformacija professii menedzhera v jepohu globalizacii [Transformation of the manager profession in the era of globalization] // Gumanitarnyj vestnik MGTU [Humanities Bulletin of BMSTU]. – 2015. – № 10(36).   doi: 10.18698/2306-8477-2015-10-30 [in Russian]