ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СХЕМ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА В УКРАИНЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.051
Выпуск: № 4 (46), 2016
Опубликована:
2016/04/18
PDF

Паламарчук Н.А.

ORCID: 0000-0002-1825-0097, Аспирантка, Московский государственный университет геодезии и картографии

ПОДХОДЫ к РАЗРАБОТКЕ СХЕМ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА В УКРАИНЕ 

Аннотация

В статье рассмотрены три вида подходов к разработке схем землеустройства административного района Украины: эколого-ландшафтный, эколого-экономический и интегральный. Доказывается, что для условий Украины наиболее целесообразно подходить к разработке схем землеустройства с точки зрения интегрального подхода.

Ключевые слова: схема землеустройства, интегральный подход, устойчивый агроландшафт, агропромышленные группы почв.

 

Palamarchuk N.A.

ORCID: 0000-0002-1825-0097, Postgraduate student, Moscow State University of Geodesy and Cartography

APPROACHES IN DEVELOPMENT LAND MANAGEMENT SCHEMES OF THE ADMINISTRATIVE DISTRICT IN UKRAINE

Abstract

The article describes three kinds of approaches to the development of land management schemes administrative district of Ukraine: ecological and landscaping, ecological, economic and integral. It is proved that the conditions for Ukraine's most appropriate approach to the development of land management schemes in terms of an integrated approach.

Keywords: land management scheme, an integral approach, a steady agrolandscape, agro-industrial groups of soils.

Планирование и организация территорий – одна из наиболее важных составляющих стратегии территориального развития. В Украине планирование территории проводится на 4 уровнях: государственный, региональный, местный и локальный [1]. Каждому уровню соответствуют определенные виды работ и документация.

Данное исследование посвящено региональному уровню, а именно  разработке схемы землеустройства административного района (далее – схема землеустройства). Цель работы – усовершенствование методов разработки схем землеустройства, как основного механизма, регулирующего планирование и охрану территории на районном уровне.

Схема землеустройства является научно обоснованным документом, в котором решается вопрос рационального использования и охраны земель на уровне района как базовой кадастровой единицы. Этот документ содержит решения проблем эколого-безопасного землепользования с учетом экономических, экологических и ландшафтных аспектов использования сельскохозяйственных земель.

Главная задача разработки схемы землеустройства – создание специального фонда земель в целях последующего его перераспределения для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель. Таким образом, в результате разработки схемы землеустройства административного района устанавливается организационно-территориальная структура его развития.

В методических рекомендациях Российской Федерации и Украины, посвященных планированию развития территории, выделяют два основных подхода к разработке схем землеустройства: эколого-ландшафтный и эколого-экономический [2,3].

Эколого-ландшафтный подход базируется на признанных классических положениях о землеустройстве, его определении как социально-экономическом и эколого-хозяйственном процессе и комплексе мероприятий по формированию объективно обусловленных систем землевладения (землепользования)  и земельных отношений, территориальной организации сельскохозяйственного, промышленного и иного производства с учетом охраны природной среды.

Эколого-экономический подход разработки схемы землеустройства способствует созданию устойчивых агроландшафтов и позволяет решать экономические задачи организации территории, не нарушая ее экологической целостности.

 Предлагаемый автором данной статьи интегральный подход к разработке схем землеустройства основан на объединении основных элементов эколого-ландшафтного и эколого-экономического подходов и включает в себя следующие виды работ (рисунок 1):

- формирование эколого-экономической модели устойчивых агроландшафтов и их агротехнологических групп;

- оптимизацию сельскохозяйственных землепользований.

05-04-2016 12-45-17

Рис. 1. Виды работ при разработке схем землеустройства на основе интегрального подхода

Экологически устойчивый агроландшафт – это способность местности поддерживать сформированную структуру ее агроэкосистемы, заданные производительные и социальные функции, независимо от негативных воздействий внешних, в т.ч. антропогенных, факторов.

Экологически устойчивые агроландшафты позволяют надежно защитить  почвы от деградации и, прежде всего, от эрозии и дефляции. Для этого требуется предельное уменьшение эрозионного поверхностного стока и постоянное во времени торможение ветрового потока. Достичь такого состояния агроэкосистемы местности можно путем реализации эффективных защитных почвенно-мелиоративных мероприятий постоянного действия. Со временем должна быть сформирована защитная почвенно-мелиоративная пространственная структура культурного агроландшафта с соответствующим оптимальным составом угодий.

Как известно, основой почвозащитной системы земледелия является противоэрозионная организация территории, а в условиях пересеченного, сложного рельефа – контурная организация территории. Последняя заключается в создании экологически однородных  рабочих участков с учетом потенциального размещения по направлению горизонталей местности  постоянных и временных линейных базисных рубежей территории (лесополосы, дороги, гидротехнические сооружения, буферные полосы). Контурная организация территории искусственно расчленяет эрозионно-опасную площадь на отдельные участки с целью ослабления отрицательного «лавинного эффекта» стока вод, разрушающего почву.

В целях формирования агротехнологических групп земель агроландшафтов пахотные земли распределяются по агротехнологическим группам (таблица 1).

Земли I-ой агротехнологической группы образуют полнопрофильные и слабодеградированные почвы на плато и склонах до 3°, которые могут использоваться для размещения зерно-паро-пропашных севооборотов и   выращивания культур по интенсивным технологиям. В группу включены широкие водораздельные плато с уклоном 0-1°, односкатные склоны простой формы с уклоном 1-2°, односкатные склоны сложной формы (1-3°), днища узких неглубоких балок (наклоны 0-1°);

Земли II агротехнологической группы образуют склоны 3-5° со слабо и середнедеградируемыми почвами, используемые с применением биологических

Таблица 1. Агротехнологические группы почв по пригодности их использования в сельскохозяйственном производстве

05-04-2016 12-45-44

принципов земледелия для выращивания культур сплошного посева и многолетних трав, то есть зерно-травяных или травяно-зерновых севооборотов. В группу включены узкие эрозионно-опасные плато 0-1°, односкатные склоны

простой формы 3-5°, склоны сложной формы с угловыми наклонами 3-5°, Односкатные склоны простой формы 5-7°;

Земли III агротехнологической группы образуют сильнодеградируемые почвы, подлежащие  выведению из сельскохозяйственной обработки путем залужения или облесения. В группу включены односкатные склоны сложной формы (наклоны 5-7°), односкатные склоны простой формы (наклоны 7-10°);

Земли IV-ой агротехнологической группы образуют намытые болотные почвы речных пойм, используемые в кормовых севооборотах [4].

В целом классификация земель по их пригодности для выращивания сельскохозяйственных культур дает возможность определить правильное направление и характер использования земельных ресурсов сельского хозяйства на базе научно обоснованных севооборотов.

Оптимизация сельскохозяйственного землепользования заключается в рациональном и эффективном использовании земель сельского хозяйства.

Для этого границы массивов землепользований должны устанавливаться с учетом недопущения географической и физической чересполосицы, в том числе вызванной отчуждением техногенно-загрязненных земель. Как правило, границы территорий должны согласовываться с границами природных элементов ландшафтов (лесами, каналами, дорогами с твердым покрытием, границами участков определенной плотности техногенного загрязнения территории). Не рекомендуется разделять между несколькими хозяйствами первичные водосборные площади, где требуется создание законченного противоэрозионного комплекса [5].

В процессе изменения структуры землепользований (реструктуризации массивов землепользований) необходимо исходить из следующих требований:

  • создание территориальных условий достижения высокой эффективности производства;
  • массивы этих землепользований должны иметь удобный выход на дороги с твердым покрытием;
  • площади отдельных массивов земель и их взаимное расположение должны обеспечивать возможности согласованного размещения групп усадеб крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • отдельные земельные участки располагаются в местах, благоприятных в инженерно-строительном, санитарном, эстетическом отношениях для расположения усадеб фермерских хозяйств;
  • не должны ухудшаться условия деятельности других хозяйств;
  • отдельные земельные участки должны быть достаточными для организации не менее одного товарного хозяйства определенной специализации [6].

Интегральный подход к разработке схемы землеустройства наиболее целесообразен. Он предусматривает необходимые меры по повышению производительности и охране земель, стабилизации агроландшафтов, оптимизации структуры угодий, консервации деградированных земель. При этом разрабатываются предложения по созданию благоприятных организационно-территориальных условий для ведения сельскохозяйственного производства, определяются охранные и санитарные зоны режимных объектов с соответствующими ограничениями в использовании и распоряжении землей.

Литература

  1. О регулировании градостроительной деятельности. [Электронный ресурс]: Закон Украины от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 09.12.2015)]. // Официальный вестник Украины, 2011 г., №34, ст. 1404; 2015 г., №78, ст. 2595. Режим доступа: [http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/3038-17].
  2. Приказ Государственного агенства земельных ресурсов Украины Об утверждении Методических рекомендаций по разработке схем землеустройства и технико - экономических обоснований использования и охраны земель административно - территориальных единиц. [Электронный ресурс]: от 02.10.2013, № 395. // Официальный вестник Украины, 2013 г.Режим доступа: [http://document.ua/pro-zatverdzhennja-metodichnih-rekomendacii-shodo-rozroblenn-doc164153.html].
  3. Методические рекомендации по составлению схемы землеустройства административного района. [Электронный ресурс]: от 18 июня 1991 года (ред. 01.07.2011). Режим доступа: [http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-zakony/i1n.htm].
  4. Ковалев Н.Г., Ходырев А.А., Иванов Д.А., Тюлин В.А. Агроландшафтоведение. Москва – Тверь, 2004, 490 с.
  5. Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия. - М.: Колос, 1996, 368 с.
  6. Николаев В. А. Основы учения об агроландшафтах // Агроландшафтные исследования. Методология, методика, региональные проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 4 – 57.

References

  1. The regulation of urban development. [Electronic resource]: the Law of Ukraine from 15.11.1997 N 143-FZ (as amended on 12.09.2015.)]. // Official Bulletin of Ukraine, 2011, №34, Art. 1404; 2015, №78, Art. 2595. Access: [http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/3038-17].
  2. Order of the State Agency of Land Resources of Ukraine On Approval of the recommendations on the development of land management schemes and technical - economic justification of use and protection of lands of the administrative - territorial units. [Electronic resource]: from 02.10.2013, № 395. // Official Bulletin of Ukraine, 2013. Access: [http://document.ua/pro-zatverdzhennja-metodichnih-rekomendacii-shodo-rozroblenn-doc164153.html] .
  3. Guidelines for the charting of land management administrative area. [Electronic resource]: from 18 June 1991 (01.07.2011 Ed.). Access: [http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-zakony/i1n.htm].
  4. Kovalev NG, Hodyrev AA, Ivanov DA, VA Tyulin Agrolandshaftovedenie. Moscow - Tver, 2004, 490 p.
  5. VI Kiryushin Ecological bases of agriculture. - M .: Ear, 1996, 368 p.
  6. Nikolaev VA Basic Teaching on agricultural landscapes // agrolandscape research. Methodology, methods, regional problems. M .: MGU, 1992. P. 4 – 57.