ЗВУКОРЕЖИССЕР В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.49.120
Выпуск: № 7 (49), 2016
Опубликована:
2016/07/18
PDF

Юсса Е.Б.

Старший преподаватель, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

ЗВУКОРЕЖИССЕР В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация

В статье исследуется роль звукорежиссера в системе современной музыкальной художественной коммуникации, рассматриваются факторы, связанные с развитием музыкальной культуры в постиндустриальной  цивилизации, определившие  развитие профессии звукорежиссера. Автором предлагается и обосновывается расширенная схема музыкальной художественной коммуникации, вводится понятие звукорежиссерской концепции произведения. На основе анализа  историко-культурного контекста автором выявляются аспекты, определившие роль и место звукорежиссера в современно системе музыкальной художественной коммуникации.

Ключевые слова: звукорежиссер, художественная коммуникация, художественная культура, музыкальное искусство.

 Yussa E. B.

Senior lecturer, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences

SOUND ENGINEER IN THE MUSIC ART COMMUNICATION

Abstract

The article examines the role of sound designer in the system of  modern musical communication, considers the factors associated with the development of music  culture in the post-industrial civilization, which determined the evolution of the profession of a sound designer. The author proposes and substantiates the enhanced scheme of musical art-communication. The paper also introduced a term of sound designer 's concept. On the basis of historical and cultural context, the author identifies aspects that defined the role and place of sound designer in the modern system of musical art -communication.

Keywords: sound designer, art communication, art culture, music art.

На рубеже XX/XXI веков структура музыкальной художественной коммуникации имеет принципиальные отличия от ее интерпретации в предшествующее время.

Общепринятым является понимание художественной коммуникации как коммуникационной системы, включающей информацию, получателя информации. Соответственно, музыкальную художественную коммуникацию представляют как систему композитор-исполнитель-реципиент-музыковед.

Радикальные изменения художественного мышления, языка музыкального искусства, смешение стилевых направлений и другие факторы, обусловили   изменения системы художественной коммуникации в целом и музыкальной художественной коммуникации в частности.

Мы придерживаемся мнения исследователя Перцовской Р.Ф., изучавшей формы музыкальной художественной коммуникации в электронном сетевом пространстве, что описанная выше система музыкальной художественной коммуникации является ядром, которое в новых условиях эволюционирует в сторону многокомпонентности.[1]

Таким образом, актуальным оказывается исследование новых субъектов музыкальной художественной коммуникации в культурно-историческом контексте рубежа XX/XXI веков.  Изучение позволит понять специфику самой музыкальной культуры рубежа XX/XXI веков.

Звукорежиссура как субъект художественной коммуникации.

С учетом роли медиа-технологий в создании, воспроизведении, трансляции, фиксации музыкальных произведений, необходимо признать, что звукорежиссер является не просто одним из участников творческого процесса, но в современных художественно-технологических условиях он зачастую решает не только технические, но и художественные задачи, является исполнителем, но и  соавтором.

Основываясь на вышесказанном систему музыкальной художественной коммуникации можно представить следующим образом: композитор-исполнитель-звукорежиссер-реципиент-музыковед.

Действительно, по мысли  Ю.Б. Борева, художественная коммуникация «начинается с творческого акта, с авторского самовыражения, а завершается пониманием художественного текста».  [2] При этом именно звукорежиссер для зрителя в условиях современных медиа-технологий становится посредником, интерпретатором художественного текста.

Музыкальная звукорежиссура - это специфическая форма художественного творчества, подразумевающая процесс создания звукового образа музыкального произведения средствами звукорежиссуры и направленная на всестороннее  воплощение авторского и исполнительского замысла. [3]

Многие исследователи уверены что функции звукорежиссера не только многократно расширились, но и качественно изменились. Звукорежиссер становится не только соисполнителем, но и в ряде случаев соавтором, тонмейстером, аранжировщиком, музыкальным редактором произведения. Его творческое участие  в работе над произведением и приданием новых художественно-эстетических граней резко возросло, особенно если принять то обстоятельство, что звукозапись является последним звеном в реализации авторских и исполнительских намерений.

Необходимо отметить, что связи в предложенной системе не линейны. Так, функции и роли композитора и исполнителя могут совмещаться, взаимно дополняться, роль зрителя в современных произведениях зачастую расширяется до роли соавтора.

Специфика творчества звукорежиссера.

Творчество и сотворчество звукорежиссера с другими участниками художественной коммуникации заключается в  воплощении разработанной им концепции с учетом творческих задач, которые ставят перед звукорежиссером композитор и исполнитель (либо на основе понимания и прочтения звукорежиссером  произведения), с применением палитры выразительных средств искусства звукорежиссуры.

Процесс звукозаписи произведений современного музыкального искусства сопряжен с художественно-эстетическими и стилевыми особенностями современного музыкального искусства и направлен на корректное отображение авторского и исполнительского замысла.

Как отдельная область художественного творчества звукорежиссура получила свое осмысление в конце ХХ века. Один из ведущих исследователей звукорежиссуры,  Н.И.Дворко выделяет два этапа в процессе  создания звукоряда спектакля, фильма, телевизионной и мультимедиа программы. Первый этап – формирование концептуальной модели аудиального образа произведения. Второй этап – реализация данной концепции средствами звукорежиссуры. [4]

На основании собственного практического опыта и анализа работы ведущих отечественных звукорежиссеров мы пришли к выводу, что сегодня творчество звукорежиссера предполагает разработку звукорежиссерской концепции, которая охватывает все этапы создания произведения от участия в разработке  музыкального текста, работы над созданием звукового образа до совместной творческой деятельности звукорежиссера, композитора, исполнителя и технического персонала.

В процессе звукозаписи современной музыки творческая позиция звукорежиссера, складывающаяся и формирующаяся на основании анализа авторского текста произведения, работы с музыкальными исполнителями,  наличия определенного технического инструментария и возможностей тон ателье, реализуется и воплощается в художественном образе фонограммы. Этот образ, включающий в себя композиторский замысел и его исполнительскую интерпретацию, представляет новую звуковую реальность, созданную средствами художественной выразительности звукорежиссуры в соответствии с творческой концепцией звукорежиссера.

Идеальное представление образов музыкального произведения в процессе звукозаписи воплощается в максимально адекватном воплощении композиторского замысла.  Конкретный способ самого процесса звукозаписи и его дальнейшего редактирования (сведения) определяется музыкальным стилем  и концепцией произведения. Музыкальный стиль, структура произведения и его отдельно взятые части диктуют средства художественной выразительности звукорежиссуры ракурс и порядок их использования, что определяет, в конечном итоге, качество  и художественную ценность фонограммы. Например, важным здесь представляется создание или передача определенной акустической атмосферы, в частности, выбор конкретного акустического пространства, в котором композитор предполагает звучание своей музыки. Смоделированное цифровым программным способом акустическое пространство различных концертных залов, церквей, или «специфических помещений», привносит дополнительные параметры пространственного впечатления, создает ощущение многопространственности и становится художественным приемом звукорежиссуры. При этом  использование четкой градации различных планов придает  объемное звучание фонограмме. Создание стереофонической картины и запрограммированное перемещение звуковых объектов в течение одного музыкального произведения, появление нового стерео образа подчеркивает драматургические особенности записанной музыки.

Трансформация музыкальной культуры рубежа ХХ/ХХI  веков.

Специфическая роль звукорежиссера в системе музыкальной художественной коммуникации предопределена рядом факторов, среди которых наиболее значимыми на наш взгляд являются технико-технологические (цифровая обработка, интернет как среда распространения произведений, интерактивность, виртуальная реальность) а также трансформация музыкального мышления, музыкального языка.

Музыка Новейшего времени несет в себе новое художественного мышление, сложившееся  благодаря борьбе и влиянию разнонаправленных эстетических и стилевых тенденций. В последней трети ХХ века в музыке завершились творческие пути классиков первой половины столетия. Следующее поколение композиторов, с одной стороны, договаривало традиции неоромантизма, неофольклоризма, неоклассицизма, с другой – продолжало дальнейшее развитие многообразных техник авангардного направления первой и второй волны. Многочисленные представители второй волны музыкального авангарда с конца шестидесятых годов перешли к целенаправленному поиску синтеза разных техник, стилей, жанров. Подобное взаимопроникновение различных стилевых тенденций постепенно приобрело новые эстетико-художественные качества, свойственные понятию постмодернизм и обозначило стадию антиавангарда.

Современное музыкальное искусство выдвигает, в отличие от общепринятого в академической музыке, понятие концептуального аспекта произведения. Новый подход к содержательной функции произведения принято обозначать понятием концептуализма.

Обращаясь в своей практике к произведениям музыки Новейшего времени, звукорежиссер должен осознать специфический замысел, осуществляемом автором в каждом новом сочинении. От адекватного образного и структурного понимания замысла композитора, выбранной технологии,  использовании средств художественной выразительности звукорежиссуры зависит конечный результат звукозаписи.

Традиционное раскрытие концепции и формы, базирующееся  на устоявшихся образцах классической музыки, для новейшей музыки становится не актуальным. Для произведений, построенных на иных принципах конструирования и новых смысловых моделях, требуется особый звукорежиссерский подход. Эти произведения требуют иного осмысления художественных задач и способов их достижения.

Исходя из основного качества новой формы – ее эксклюзивности, уникальности, конкретной временной и пространственной актуальности можно предположить, что в данном контексте усиливается функция звукорежиссера как интерпретатора произведения.

Построение музыкальной формы в новейшей музыке происходит не по принципу  типизации ее схем и структур, как это было на протяжении многих музыкальных эпох. Напротив, оно направлено на преодоление, стирание тех привычных границ разделов и  устойчивых структурных функциональных  связей, которые для традиционной музыкальной формы были  строго обязательными. Для формы нового типа повсеместно действует принцип неповторимости и новизны ее функциональных составляющих. Более того, форма творится непосредственно при работе над каждым новым сочинением.

Эта особенность творческого процесса композитора  позволяет утверждать, что специфика работы звукорежиссера в контексте инновационных преобразований в области музыкальной формы требует своего подробного описания и анализа. Создавая новую реальность, определяющую форму и язык произведения, композитор каждый раз заново создает новую инновационную модель в музыке. При этом все типичные компоненты традиционной формы и привычные функции музыкального языка творец старается преодолевать.

«Новая звуковая реальность» включает не только музыкальные звуки, но и звуки  окружающей среды любого происхождения, среди которых созданные в аудиоредакторах.

В основе звуковой материи в новейшей музыке могут лежать любые акустические феномены. До начала первой волны авангарда преобразования, происходившие в процессе обновления музыкального языка, не затрагивали такого глубинного, первичного слоя музыкальной субстанции как ее первоэлемент – звук.

Музыкальными характеристиками звука становятся его текстура, плотность, артикуляция, динамика, сонорные качества и т.п. Звук стал предметом композиторской работы, областью поисков и экспериментов. Сочинение звуков нередко становится начальным этапом композиции, носителем индивидуальных характеристик. Став объектом композиции, звук стал контекстуальным, структурным и функциональным по отношению к тексту произведения. Теперь музыкальным звуком называют всякое акустическое явление, ставшее элементом композиции. Таким образом, звукорежиссер выполняет функцию исполнителя и автора.

Звуковая материя  и музыкальный материал, ныне практически ничем не ограничены. Огромное значение приобретают здесь способы компьютерной обработки звука, создание новой по своим физическим и эстетическим свойствам художественной реальности. Т.е. звукорежиссура выходит в область виртуального музыкального пространства (искусственно сконструированной реальности).

Моделирование композитором эксклюзивного музыкального языка в каждом следующем произведении обуславливает специфику выбора звукорежиссером определенного типа фонографической композиции и фоноколористики, отображающих изменения и трансформацию смысловых музыкальных составляющих.

Итак,  можно утверждать, что в структуре музыкальной художественной  коммуникации звукорежиссер является одним из субъектов коммуникации, определяющих форму и содержание коммуникативного акта.

В контексте данного  исследования лишь частично рассмотрены функции звукорежиссера как субъекта коммуникации. Нуждается в изучении проблема определения границ звукорежиссерской интерпретации. Актуальным является также выработка рекомендаций к подготовке специалистов звукорежиссеров с учетом требований в современных условиях.

Литература

  1. Перцовская Р. Ф. Динамика художественной коммуникации в современной культуре : На примере музыки. Автореф. дис. канд. Культ. – М., 2003. – 48 с.
  2. Борев Ю.Б. Эстетика В 2-х т. Т. 2. — Смоленск: Русич, 1997. – С. 352.
  3. Юсса Е.Б. К вопросу о функциях современной звукорежиссуры // Вестник казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – №3  – С. 25-27.
  4. Дворко Н. И. Основы звукорежиссуры. СПб.: СПбГУП, 2005. – С. 6

References 

  1. Percovskaja R. F. Dinamika hudozhestvennoj kommunikacii v sovremennoj kul'ture : Na primere muzyki. Avtoref. dis. kand. Kul't. – M., 2003. – 48 s.
  2. Borev Ju.B. Jestetika V 2-h t. T. 2. — Smolensk: Rusich, 1997. – S. 352.
  3. Yussa E. B. To the question of the functions of a modern sound engineering // Vestnik kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. №3 2013. - Р. 25-27.
  4. Dvorko N. I. Osnovy zvukorezhissury. SPb.: SPbGUP, 2005. – S. 6