МЕТАСТРУКТУРНЫЕ ПАТТЕРНЫ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ, ЗЕРКАЛЬНОЙ СИММЕТРИИ И ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.017
Выпуск: № 5 (47), 2016
Опубликована:
2016/04/18
PDF

 Абрамов М.А.1, Богачев И.А.2

1ORCID: 0000-0003-3642-3067, Профессор, доктор культурологии; 2 ORCID: 0000-0001-8139-5355, Доцент, Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

МЕТАСТРУКТУРНЫЕ ПАТТЕРНЫ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ, ЗЕРКАЛЬНОЙ СИММЕТРИИ И ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Аннотация

В аннотируемой статье представлены результаты первого исследования паттернов метаструктуры текста (золотого сечения и зеркальной симметрии) в полном объёме лирики М.Ю. Лермонтова. На основе динамики статистических показателей метаструктурных паттернов прослеживаются тенденции развития лермонтовского творчества в его диалектическом противоречии и в единстве. Статистика проявления золотого сечения и зеркальной симметрии в лермонтовской лирике представляет возможности не только количественного анализа творчества поэта, но и позволяют проследить качественные изменения в ходе его эволюции. Таким образом, применяемые методики позволяют определить изменение творческих предпочтений М.Ю. Лермонтова и выявить наиболее вероятные мотивы поступков поэта, противоречиво трактуемых исследователями.

Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, золотое сечение, зеркальная симметрия, метаструктурные паттерны, гармонические отношения, тенденции творчества.

Abramov M.A.1, Bogachev I.A.2

1 ORCID: 0000-0003-3642-3067, Professor, PhD in Culture Studies; 2 ORCID: 0000-0001-8139-5355, Associate professor, Federal state military educational institution of the higher vocational training «Saratov military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»

PATTERNS OF TEXTUAL METASTRUCTURE (GOLDEN SECTION AND MIRROR SYMMETRY) IN CREATIVE EVOLUTION OF M.Y. LERMONTOV

Abstract

In the annotated article presents the results of study a patterns of textual metastructure (golden section and mirror symmetry) in full lyrics of M.Y. Lermontov. In the basis dynamics statistical indicators of metastructure patterns got trends of development Lermontov’s creativity in dialectical contradiction and in unity. Statistics of the existence of the golden section and mirror symmetry in Lermontov's lyric poetry it is not only quantitative analysis of the poet's work, but also allow follow the qualitative changes in the course of its evolution. Thus, the applied methods allow to determine the changing artistic preferences of M.Y. Lermontov and to identify the most probable motives of the poet, the controversial interpretation by the researchers.

Keywords: Lermontov, the Golden section, mirror symmetry, metastructure patterns, harmonic relations, trends of the creativity.

Временной отрезок между 2014 и 2016 годами разделяет двухсотлетний юбилей М.Ю. Лермонтова и 175-летие его трагической гибели. В связи с этими памятными датами высказывается множество противоречивых трактовок жизни и творчества великого поэта, и наиболее общей тенденцией здесь является стремление проследить творческую эволюцию Лермонтова. Однако, оценки, основанные на отдельных противоречивых фактах и их подборках достаточно зыбки, и не всегда могут надёжно отразить действительное положение вещей. И закономерно желание найти критерии, на которые мы можем опираться в наших оценках творчества великого поэта.

Выдающийся отечественный музыкальный критик начала XX века Э.К. Розенов утверждал: «Явные черты природного творчества мы должны признать в тех случаях, когда в целом ряде сильно одухотворённых созданий, порожденных мощным стремлением духа к правде и красоте, мы, несмотря на полную разнородность самих произведений по месту, времени и характеру происхождения обнаруживаем в них общую и притом скрытую от непосредственного сознания закономерность числовых отношений» [3, 120]. Э.К. Розенов исследовал золотое сечение в ряде музыкальных и поэтических произведений и пришёл к выводу, что присутствие этой пропорции отмечает лучшие из них, шедевры соответствующих видов искусства.

Обращаясь к теме метаструктурных паттернов в лермонтовском творчестве, напомним, что золотое сечение является абсолютной пропорцией, дающей бесконечный ряд симметричных отношений. Золотое сечение -  такое уникальное пропорциональное деление целого, когда его большая часть находится в такой же соотнесенности к целому, как меньшая часть к большей.

Золотое сечение является одним из существенных факторов эстетического эффекта, производимого поэтическим текстом. Характерно, что именно в лермонтовском стихотворении «Три пальмы» Розенов нашёл наиболее яркие проявления золотого сечения - ряды этой пропорции, точки которой, совпадая со словами, сжато передавали весь смысл стихотворения. Другим таким фактором является пропорция зеркальной симметрии. Это закономерно, поскольку золотое сечение и зеркальная симметрия есть архетипы природной семантики, выражающие, соответственно, динамическую и статическую гармонию в природных системах и в произведениях искусства. Их присутствие на самом высшем – метаструктурном уровне поэтического текста, есть своего рода знак качества, поставленный самой природой (поскольку явно, что золотое сечение и зеркальная симметрия выражаются авторами в поэтических текстах, как правило, непреднамеренно). По своей сути, золотое сечение и зеркальная симметрия представляют собой разные стороны воспринимаемой человеком истины. Они связаны, соответственно, с деятельностью левого полушария мозга (преимущественно рациональной, выраженной в экстравертном поведении, а в искусстве - в мажорных нотах эмоциональной гаммы) и правого полушария мозга (преимущественно эмоциональной, выраженной в интравертном поведении и в минорных нотах).

Какие же тенденции выявляются исходя из исследования метаструктурных паттернов в лермонтовском творчестве? В 345 стихотворениях М.Ю. Лермонтова из 436[1] авторами было обнаружено структурно-семантическое деление в соответствии с принципами золотого сечения и зеркальной симметрии (в общей сложности), что составляет, с точностью до целых, 79% от общего количества стихотворений. 54% от всего количества лермонтовских стихотворений (236 из 436) составляют стихотворения с золотым сечением. Доля стихотворений Лермонтова с зеркальной симметрией в структуре составляет 41 % (178 из 436). Совпадают золотое сечение и зеркальная симметрия в 69 лермонтовских стихотворениях, что составляет 16% от их общего числа.

Первым произведением М.Ю. Лермонтова, в котором авторы попытались найти золотое сечение, стало юношеское стихотворение «Заблуждение Купидона» (1829), как правило, помещаемое одним из первых в собраниях сочинений поэта. Было определено, что количество знаков во всём тексте стихотворения (включая заглавие и пробелы) составляет, в общей сложности, 396. Это число было умножено на коэффициент золотого сечения φ (image002) 0,618 (с точностью до тысячных). В результате получилось число 245, и, как оказалось, именно таково количество знаков в первой (шестистрочной) части стихотворения, а 245-й знак приходится на завершающую первую часть точку! С точки зрения авторов статьи, в некоторых случаях, заглавие закономерно может рассматриваться как часть произведения, и, если оно есть в стихотворении (когда заглавие не представляет собой только адрес (как, например, «К П…ну», «К Д…ву», «Посвящение N.N.», «К***» и т.д.) или же наименование жанра («Эпиграмма», «Мадригал» и т.д.)), то оно является частью текста и правильнее считать его текст вместе с заглавием.

Позже авторы пересчитали результат, исходя из орфографии, принятой до 1918 года, и он оказался практически столь же точно передающим семантическое деление стихотворения (259-й знак из 419-ти, пробел перед второй частью стихотворения). Затем, текст стихотворения (в т.н. «дореволюционной орфографии») был взят в зеркальной симметрии (что вполне позволяет авторская пунктуация): по пять строк (вместе с заглавием в первой части) и было получено соотношение 210×209. Соотношение же знаков в первой и второй частях юношеского стихотворения Лермонтова «Цевница» (по десять строк) 386×384 (в современной орфографии). Говорить, что подобные совпадения возможны случайно, равносильны тому утверждению, что и незрячий человек, стреляя туда, куда ему заблагорассудится, легко может поразить мишень в десятку несколько раз подряд. Проявления высокой природной одарённости несомненны уже в раннем лирическом творчестве поэта.

Итак, уже в одном из первых стихотворений Лермонтова («Заблуждение Купидона») проявлены и золотое сечение и зеркальная симметрия. В нём присутствуют всего по одной точке каждого из метаструктурных паттернов, но проявлены они чрезвычайно ярко, с максимально возможной точностью. Уже для этого раннего стихотворения характерно сочетание изящного остроумия и иронического сарказма, которым отмечены многие последующие произведения поэта. Золотое сечение и зеркальная симметрия здесь представляют своего рода семантические полюса, соответственно, радости и грусти, метафорически выражаясь, голоса Сирина и Алконоста, в гармонии которых строится всё произведение. Начиная с первых поэтических строк, Лермонтов стремится не ригористически, а иносказательно передать свои жизненные и нравственные идеалы.

В ранних лермонтовских стихотворениях мы находим большую точность попадания точек золотого сечения на переломные, кульминационные и смыслоразделяющие моменты их текстов (что указывает на исключительную природную одарённость автора), но не находим глубины рядов золотого сечения, свойственной для последних лет творчества М.Ю. Лермонтова.

Традиционно лермонтовское творчество подразделяется на два периода (1828-1836 и 1837-1841). На первый период приходится 763 точки золотого сечения в 182 стихотворениях с ним (4,2 точки золотого сечения на стихотворение), а на второй – 402 точки золотого сечения на 54 стихотворения (7,4 точки золотого сечения на стихотворение). Что же касается зеркальной симметрии, то это, соответственно 222 точки зеркальной симметрии на 133 стихотворения (1,7 точки) и 61 точка зеркальной симметрии на 45 стихотворений (1,4 точки). Эта статистика указывает на существенное качественное изменение содержания стихотворений, на совершенствование лермонтовского творчества, на его наполнение богатством впечатлений и жизненным опытом. Притом, среднее количество строк во всех стихотворениях Лермонтова с золотым сечением составляет 26,1. В стихотворениях же с зеркальной симметрией - 20,8. В стихотворениях без метаструктурных паттернов - 14,7. Отсюда можно сделать вывод, что написание стихотворений с золотым сечением доставляло поэту большую творческую радость, чем написание стихотворений без него.

Таким образом, казалось бы, мы вправе ожидать здесь, по крайней мере, роста количественных показателей стихотворений с метаструктурными паттернами. Однако трендовое осреднение амплитуд количества стихотворений с золотым сечением и зеркальной симметрией, а также без них показало тенденцию к падению количества как тех, так и других стихотворений. Проверив выявленную тенденцию для амплитуд абсолютного числа стихотворений, соответственно, с золотым сечением и зеркальной симметрией мы получили примерно одинаковые трендовые линии, каждая из которых выражает тенденцию к понижению количества стихотворений:

27-04-2016 15-57-16

Рис. 1 - Динамика количества стихотворений с золотым сечением и с зеркальной симметрией в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Количественные показатели как гармонических отношений, так и лермонтовской лирики в целом показывают тенденцию к уменьшению, и в трендовом выражении указывают на середину 1840-х гг. как на время возможного прекращения лирического творчества поэта. Это напоминает указания В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, Н.Ф. Фёдорова и Д.Л. Андреева на то, что лермонтовская поэзия выражает тенденцию к выбору иного жизненного пути нежели путь поэта, и слова Д.Л. Андреева: «…Лермонтов, как известно, замышлял роман-трилогию, первая часть которой должна была протекать в годы пугачевского бунта, вторая - в эпоху декабристов, а третья - в 40-х годах. Но эту трилогию он завершил бы, вероятно, к сорокалетнему возрасту. А дальше?.. Может быть, возник бы цикл "романов идей"? Или эпопея-мистерия типа "Фауста"? Или возник бы новый, невиданный жанр?..» [1, 184]. Напоминает сказанное и слова В.В. Розанова о том, что Лермонтов мог бы уйти «в путь Серафима Саровского», «в монастырь, в скит» [2].

Мы не можем наверняка знать, какой жизненный путь избрал бы Лермонтов в качестве основного (в особенности, учитывая склонность поэта к парадоксальным решениям в жизненной стратегии). Это могли быть линия военной карьеры (которую в конце жизни он собирался оставить), стезя монашеского служения (привлекавшая Лермонтова ещё в ранней юности), деятельность писателя-романиста или драматурга, а также поэтапное сочетание этих жизненных путей. Однако, динамика рассмотренных нами статистических показателей подтверждает возможность выбора поэтом иного основного поприща деятельности, нежели лирическая поэзия. Вероятнее всего, что творчество Лермонтова, если бы он не погиб на дуэли с Мартыновым, покинуло бы тесные формы лирической поэзии и воплотилось бы в иных жанрах, дающих больший простор мысли.

Итак, с одной стороны, статистика метаструктурных паттернов в творчестве М.Ю. Лермонтова указывает на тенденцию совершенствования, характерную для жизненного и творческого пути поэта, а, с другой стороны, - на его неудовлетворённость обстоятельствами своей жизни и на поиск новых форм самовыражения. Это косвенно указывает и на вероятную природу конфликта между поэтом и частью его окружения в последние годы его жизни и творчества. Почвой для конфликта могли быть, прежде всего, непонимание и враждебность со стороны самодовольного большинства окружавшей поэта «светской публики», ориентированного на совершенно иные ценности и жизненные цели, нежели М.Ю. Лермонтов, пытавшийся найти возможности для самосовершенствования и духовного роста.

[1] В это количество были включены все стихотворения, приписываемые Лермонтову, а отдельные составляющие поэтических циклов (как, например, «Новогодние мадригалы и эпиграммы» 1831 г.) были посчитаны нами как отдельные стихотворения.

Литература

  1. Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К°», 1992. 282 с.
  2. Розанов В.В. О Лермонтове [Электронный ресурс]. URL:http://dugward.ru/library/lermont/rozanov_o_lermont.html (дата обращения: 16.10.2015).
  3. Розенов Э.К. Закон золотого сечения в поэзии и в музыке // Статьи о музыке: Избранное. М.: Музыка, 1982. С. 119-156.

References

  1. Andreev D.L. Roza Mira. [The Rose of the World] Moscow: Tovarishhestvo «Klyshnikov-Komarov i K°», 1992. 282 s.
  2. Rozanov V.V. O Lermontove. [About Lermontov] [Electronic resource]. URL: http://dugward.ru/library/lermont/rozanov_o_lermont.html (reference date: 16.10.2015).
  3. Rozenov Je.K. Zakon zolotogo sechenija v pojezii i v muzyke // Stat'i o muzyke: Izbrannoe. [The law of the Golden section in poetry and in music] Moscow: Muzyka, 1982. S. 119-156.