ВЫРАЖЕННОСТЬ АНТИЛИЗОЦИМНОЙ АКТИВНОСТИ Staphylococcus spр. МИКРОБИОЦЕНОЗОВ КОЖИ НА ФОНЕ ХРОНИЧЕСКИХ ДЕРМАТОЗОВ

Научная статья
Выпуск: № 5 (5), 2012
Опубликована:
2012/10/31
PDF

ВЫРАЖЕННОСТЬ АНТИЛИЗОЦИМНОЙ АКТИВНОСТИ Staphylococcus spр. МИКРОБИОЦЕНОЗОВ КОЖИ НА ФОНЕ ХРОНИЧЕСКИХ ДЕРМАТОЗОВ

Научная статья

Фалова О.Е.¹, Потатуркина-Нестерова Н.И.²

1, 2 Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия

Аннотация 

Представлены результаты исследования качественного и количественного состава микрофлоры кожи людей c хроническими кожными дерматозами. Отмечено превалирование в микробных ассоциациях пораженных и чистых участков кожи кокковой флоры, а именно Staphylococcus aureus. Изучена антилизоцимная активность выявленных микроорганизмов. Обсуждается возможная этиологическая роль данного свойства кокковой флоры при кожных патологиях.

Ключевые слова: микрофлора кожи, персистенция, антилизоцимная активность

Key words: skin microflora, persistense, antilysozyme activity

Известно, что в процессе эволюции микроорганизмы, населяющие различные биотопы организма человека, приобрели способность к инактивации некоторых факторов естественной резистентности макроорганизма, в частности, лизоцима. Антилизоцимная активность (АЛА) рассматривается как один из наиболее значимых персистентных свойств микроорганизмов, позволяющая им длительно существовать в организме хозяина. Особый интерес в этой связи приобретает изучение данного свойства у микроорганизмов кожи, особенно при некоторых хронических дерматозах невыясненной этиологии.

Целью работы явилось изучение степени выраженности АЛА у грамположительной флоры, выделенной с кожи лиц на фоне хронических дерматозов.

Исследованы смывы с кожи 270 лиц с хроническими дерматозами. Антилизоцимная активность определена по методу Бухарина. Группу сравнения составили 80 практически здоровых лиц.

Микробиоценоз кожи был представлен в преобладающем большинстве микроорганизмами рода Staphylococcus. Частота встречаемости АЛА у Staphylococcus spp., выделенных с пораженной кожи составила 59,1% всех изученных культур, с интактных участков - 37,5%, в контроле – 12,6%. Результаты показали варьирование количественного значения этого признака от 1 до 5 мкг/мл (2,7±0,1, и 2,5±0,2 мкг/мл для микроорганизмов с пораженной и интактной кожи соответственно, p<0,05). Обнаружены межвидовые различия в частоте проявления АЛА. Так S. aureus проявлял данный признак в 68,9% случаев на пораженных участках кожи, в 56,3% на интактных, причем среднее значение АЛА составило 2,85±0,2 мкг/мл и 2,66±0,2 мкг/мл с пораженной и интактной кожи соответственно (p<0,05).

АЛА у S. epidermidis обнаружена в 60% на пораженной коже и в 11,1% на интактных участках. Следует отметить, что различий в АЛА S. haemolyticus не обнаружено.

Таким образом, обнаружена высокая частота встречаемости антилизоцимной активности у представителей грамположительной флоры при хронических дерматозах, а именно у золотистого стафилококка, выделяемого как с пораженных, так и интактных участков кожи. Исследование данного признака у Staphylococcus spp. при хронических дерматозах может свидетельствовать о патогенном потенциале этих микроорганизмов и их возможной этиопатогенетической роли в развитии хронических дерматозов.

Список литературы