ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОПИСНЫХ ПОЛОТЕН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX ВЕКА

Научная статья
Выпуск: № 6 (37), 2015
Опубликована:
2015/07/08
PDF

Дамаданова С. Р.

доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественно-графический факультет, Дагестанский государственный педагогический университет

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОПИСНЫХ ПОЛОТЕН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX ВЕКА

Аннотация

В произведениях ярких представителей критического реализма России XIX века отражены знаменательные исторические события, гражданская позиция, социальный опыт, мировоззрение авторов, выраженные в ярких художественных образах.

Ключевые слова: передвижники, пейзаж, портрет, художественный образ, аллегория, меценат.

Damadanova S. R.

associate professor, candidate of pedagogical sciences, professor of chair of a technique graphic and arts and crafts, art and graphic faculty, Dagestan state pedagogical university

IDEOLOGICAL MAINTENANCE OF PICTURESQUE CLOTHS OF THE RUSSIAN ARTISTS OF XIXBEKA

Abstract

In works of bright representatives of critical realism of Russia Xixveka reflected the significant historical events, a civic stand, social experience, outlooks of authors expressed in bright artistic images.

Keywords: peredvizhniki, landscape, portrait, artistic image, allegory, patron.

В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в развитии творчески активной личности принадлежит отечественному и мировому наследию изобразительного искусства. Эмоционально-образное восприятие художественных произведений способствует формированию мировоззрения, утверждению нравственно-эстетических ценностных ориентаций.

Так, например, идейное содержание живописных полотен русских художников XIX в., представителей реалистического направления в искусстве, многогранно и не однозначно.

04-06-2015 11-19-03

Рис. 1 - Левитан И. И. Владимирка. 1892г.

Так и первичное восприятие «Владимирки» (1892 г.) И. Левитана не вызывает у зрителя ярко выраженного эмоционального отклика – блёклые, не характерные для живописи известного художника цветовые сочетания, открытая линия горизонта невыразительного пейзажа, нависшее небо, угадывающийся силуэт путника. Вместе с тем произведение проникнуто глубоко прочувствованным автором трагическим содержанием: известно, что «Владимиркой» именовали дорогу, по которой гнали ссыльных на каторгу. В данном контексте особое звучание приобретают побитая кандалами дорога, одинокая фигура странника, остановившегося у придорожного креста, само композиционно-колористическое решение унылого пейзажа, разделенного линией горизонта на две половины – «До» и «После».

Авторы выдающихся художественных полотен не ограничиваются повествовательным воспроизведением объектов, объединенных в живописную или графическую композицию. В любом произведении отражаются знаменательные исторические события, гражданская позиция, социальный опыт, мировоззрение мастера, выраженные в ярких художественных образах.

04-06-2015 11-20-35

Рис. 2 - Шишкин И. И. Корабельная роща. 1898г.

Так, в картине Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща» (1898), как и в других его эпических пейзажах, воплощен художественно обобщенный образ Родной Земли: «раздвигающее» прямоугольные рамки композиционное решение, способствует впечатлению необыкновенной высоты величественных сосен. Вместе с тем, название картины выдает выразительную аллегорию знаменательного, ключевого периода отечественной истории, - державную мощь государства российского, окрепшего с возникновением флота Петра [2. – С. 35-41].

04-06-2015 11-29-53

Рис. 3 - Шишкин И. И. Утро в сосновом лесу. 1889 г.

04-06-2015 11-22-32

Рис. 4

 

В известном пейзаже «Утро в сосновом лесу» (1889), решенном в освежающих сочетаниях зеленого, голубого, золотистого тонов, художник достоверно и реалистично воспроизводит эффект предрассветной прохлады пробудившегося бора. Однако основное внимание зрителя фокусируется на игривых медвежатах и медведице, не принадлежащих кисти И. Шишкина и в значительной мере «облегчающих» пафосный трагический образ поваленной сосны с вывернутыми корнями и переломленным бушевавшей накануне стихией стволом (изобразить животных было доверено другу и известному художнику Товарищества художественных передвижных выставок К. А. Савицкому).  Представив с помощью современных графических редакторов известную картину в виде, в каком ее мыслил автор, становится очевидным, что изначальный творческий замысел далек от окончательного результата, ставшего, благодаря забавному сюжету с «мишками в лесу» объектом для оформления конфетной обертки, детских настенных ковриков и др.

Возможно, образное звучание рассматриваемого художественного произведения продиктовано откликом известного художника-передвижника на какие-либо трагические события в жизни самого автора или общества в целом.  Примечательно, что год создания картины «Утро в сосновом лесу» совпадает с годом кончины выдающегося русского мыслителя, революционера-демократа, писателя, философа [1] и идейного вдохновителя Товарищества – Николая Гавриловича Чернышевского. Среди пейзажистов И.И. Шишкин предстает самым убежденным и последовательным выразителем основных положений материалистической эстетики Н. Г. Чернышевского, призывавшего передавать реальный облик обычной природы, среди которой живет простой русский человек, ее действительную, а не выдуманную красоту, выявлять ее содержание, созвучное мироощущению народа [6. - С. 7]. Еще в 1864 г.  Н. Г. Чернышевский, автор труда «Эстетические отношения искусства к действительности», положившего начало разработке материалистической эстетики в России, объявлен врагом царского правительства и подвергнут обряду гражданской казни, предполагающей публичную экзекуцию у позорного столба [4]. Сломленная шпага над головой коленопреклоненного на эшафоте философа – не этот ли мотив звучит в сломленном стихией стволе могучей сосны в картине И. Шишкина? Известный меценат и коллекционер П. Третьяков, став владельцем картины «Утро в сосновом лесу», удалил подпись К. Савицкого, признав единственным автором эпического произведения исключительно И. И. Шишкина, творческий замысел и эмоционально-образное решение пробуждающейся России которого ему были близки и привлекательны.

04-06-2015 11-23-57

Рис. 5 - И. Крамской. Автопортрет. 1867 г.

«Верстовым столбом в развитии русского пейзажа» назвал Ивана Шишкина выдающийся художник XIX в., один из основателей Товарищества художественных передвижных выставок Иван Николаевич Крамской [3. – С. 121], к творчеству которого было приковано не менее пристальное внимание знатоков искусства.

04-06-2015 11-25-15

Рис. 6 - И. Крамской. Христос в пустыне. 1872 г.

 

Анализируя, пожалуй, наиболее значительное произведение художника «Христос в пустыне», воспринятого современниками неоднозначно, но признанного такими выдающимися соотечественниками как П. М. Третьяков, Л. Н. Толстой и др. лучшим воплощением облика Спасителя, следует вспомнить рассказ автора о мучительно долгом вынашивании образа (работа длилась более 5-ти лет), буквально преследовавшем художника: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье... И вот у меня появляется страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать... И вот однажды, когда особенно был этим занят, гуляя, работая, лежа и прочее и прочее, вдруг увидал фигуру, сидящую в глубоком раздумье. . . Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. . . Мне стало ясно, что он занят важным для него вопросом, настолько важным, что к страшной физической усталости он нечувствителен... Кто это был? Я не знаю. По всей вероятности, это была галлюцинация; я в действительности, надо думать, не видел его... Тут мне ничего не нужно было придумывать, я только старался скопировать. . .  Я знаю только утром с восходом солнца, человек этот исчез. И я отделался от постоянного его преследования» [5. – С. 188].

04-06-2015 11-26-22

Рис. 7

Сравнивая автопортрет И. Крамского с внешним обликом центрального персонажа названной картины можно уловить заметное сходство линии бровей, очертаний худого лица с выдающимися скулами, обозначенной формы усов и бородки, посадки головы - в сущности, лишь разрез больших глаз и иконописная линия носа Иисуса не соответствуют славянскому типажу молодого И. Крамского. Из всего множества версий, набросков, типажей разработанных художником в процессе поиска модели для воплощения образа Спасителя, находящегося на перепутье, принимающего самое ответственное решение в истории человечества, автор картины остановился именно на известном нам варианте, наделив центральный персонаж угадывающимся сходством с собственными чертами  (Примечательно, что на момент окончания работы над картиной И. Крамской, возглавивший бунт группы талантливых художников, отказавшихся от академических принципов в искусстве, только перешагнул «возраст Христа» и подвергся искушению получить от академии художеств ученое звание профессора, которое в итоге с достоинством отклонил). В картине «Христос в пустыне» автору удалось убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, осознающим личную ответственность за судьбу мира.

Литература

  1. Большая советская энциклопедия. – М., 1978.
  2. Дамаданова С. Р. Воспитательно-образовательный потенциал произведений изобразительного искусства как фактор формирования ценностных ориентаций школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. Вып. №3 (4). – Махачкала, 2008.
  3. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 1. - М., 1965.
  4. Короленко В. Г. Полное собрание сочинений. - СПб., 1914.
  5. Кузин В. С. Психология. - М., 1982.
  6. Шувалова И. Н. Иван Иванович Шишкин. Альбом. Серия «Русские живописцы XIX в.». - Л., 1990.

References

  1. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. – M., 1978.
  2. Damadanova S. R. Vospitatel'no-obrazovatel'nyj potencial proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva kak faktor formirovanija cennostnyh orientacij shkol'nikov // Izvestija DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Vyp. №3 (4). – Mahachkala, 2008.
  3. Ivan Nikolaevich Kramskoj. Pis'ma, stat'i v 2-h t. T. 1. - M., 1965.
  4. Korolenko V. G. Polnoe sobranie sochinenij. - SPb., 1914.
  5. Kuzin V. S. Psihologija. - M., 1982.
  6. Shuvalova I. N. Ivan Ivanovich Shishkin. Al'bom. Serija «Russkie zhivopiscy XIX v.». - L., 1990.