On the Formation of Modern Environmental Policy in the People's Republic of China

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.134.73
Issue: № 8 (134), 2023
Suggested:
12.06.2023
Accepted:
27.07.2023
Published:
17.08.2023
768
14
XML
PDF

Abstract

The article analyses the relationship between ancient Chinese philosophy and modern environmental policy of the People's Republic of China. The basic ideas of traditional Chinese philosophy reflect the customs and moral norms regarding the interaction between man and the environment, which were formed at different stages of Chinese civilization. Despite the long period of its existence, the principles of Chinese philosophy concerning the environment have remained unchanged and form a deep and solid basis of the Chinese mentality. Today, against the background of the next stage of the global scientific and technological revolution, the spreading ecological crisis and the growing cultural exchanges between East and West, Chinese philosophical and ethical thought and moral tradition have a great influence on the system of environmental regulation built by the Chinese authorities. The environmental policy of the Chinese authorities currently being implemented is shaped by the philosophical tradition and political and economic factors accompanying China's social development. Practical activities on the protection of natural resources are regulated by the state on the basis of the norms developed on the traditional worldview basis for the Chinese society.

1. Введение

В настоящее время Китай переживает период беспрецедентных изменений в экономике, политике, культуре и этике. Реформа экономической и политической системы привлекает к обсуждению текущего положения и перспектив развития китайского общества сторонников различных точек зрения. В целом китайскими учёными и мыслителями констатируется состоявшееся внедрение в общественное сознание отдельных явлений иностранной культуры, постепенная трансформация китайской культурной традиции. Однако отмечается, что модификация облика и духа китайской цивилизации не подразумевает под собой полный отказ от традиционных ценностей, укоренявшихся в национальном менталитете на протяжении тысячелетий. Отличительной чертой современной китайской культурной специфики является связь традиционных философских взглядов с текущим социально-политическим устройством страны. Идеи китайской традиционной философии адаптируются в систему современной культуры Китая несколькими путями: как архетипы национального самосознания, закрепленные в общественной психологии, и как принципы официальной политики, провозглашаемые и реализуемые властными структурами.

2. Методы и принципы исследования

Для достижения цели настоящего исследования, которая заключалась в раскрытии особенностей формирования современной экологической политики в КНР, обусловленных отраженными в общественной психологии принципами китайской философско-этической традиции и продиктованными участием в глобальной экономике практическими задачами промышленного развития, были привлечены научные публикации по теме и официальная информация о деятельности китайских властей в сфере экологической политики. Сравнительный анализ, как основной логический приём, был использован на основе принципов объективности, конкретности и историчности, составляющих суть диалектико-материалистического метода.

3. Основные результаты

Проблема взаимодействия человека и природы самым подробным образом отражена в философско-религиозных учениях древнего Китая (конфуцианство, даосизм и буддизм), в которых единство человека и природы не подвергается сомнению, а главной задачей является достижение гармоничного существования всех элементов большой системы («космоса»). Интересы человека, особенно порожденные его потребностями потреблять природные ресурсы, не рассматривались философскими концепциями как факторы, детерминирующие практическую деятельность индивидуального или общественного масштаба. Однако историческая ситуация, в которой оказался Китай в ХХ веке, заставили реализовать такие формы взаимодействия с природой, которые были способны подточить основы экологически выверенных мировоззренческих принципов. Бедственное положение страны, стремительно ухудшавшееся после Опиумных войн, после Первой и Второй Мировой войны, заставили население развивать экстенсивные формы производства, что в определенной мере нарушило баланс экосистемы, осваиваемой китайцами. Но при достижении определенного уровня промышленного потенциала китайские власти начали делать всё от них зависящее, чтобы реализовать подлинные интересы нации, в том числе и по сохранению окружающей среды и природных ресурсов. В настоящее время политика руководства КНР направлена на защиту и восстановление разных составляющих природы (флоры и фауны, воды и воздуха и т.п.).

4. Обсуждение

Древнекитайские мыслители никогда не определяли целью человека покорение природы и использование её законов в целях практической выгоды или в целях достижения ощущения свободы и самовластия. Человеческая свобода, по их мнению, достигалась путём следования каждого индивида дисциплине, правильного образа жизни и соблюдения моральных законов. Как отмечает Лю Фэн: «Последователи конфуцианства никогда не считали, что люди могут стать более независимыми или более свободными при бесконечном наращивании силы для покорения природы»

. Древнекитайская цивилизация с экологической точки зрения была не только устойчива, но и «в целом ориентирована на защиту окружающей среды и экологических систем»
.

В период стремительного развития экономического сектора, начавшегося с 70-х годов ХХ века, конфликт между человеком и окружающей средой в Китае очень заметно актуализировался. Перед государством и обществом возникла проблема поиска методов, способствующих решению проблем в сфере экологии, что обострило внимание китайских интеллектуалов к культурным ценностям традиционных философских китайских концепций, так как в основе даосизма, конфуцианства и чань-буддизма в первую очередь лежит идея гармоничного единства человека и природы

.

Коммунистическая партия Китая всё активнее поощряет идею возрождения традиционных китайских концепций. Например, в 2007 году на XVII съезде КПК в докладе партии отмечалось о необходимости популяризации китайской культуры для создания духовной общности китайского народа. В ноябре 2012 года на XVIII съезде КПК высказывалась идея о том, что конфуцианство закладывает базис для «общности судьбы человечества»

. В 2014 году в рамках международной конференции, посвященной 2565-й годовщине рождения Конфуция, и на открытии V форума Международной конфуцианской ассоциации Си Цзиньпинь, генеральный секретарь КПК и председатель КНР, подчеркнул в своей речи особую роль конфуцианства в жизни китайской нации. Всё это указывает на усиление популяризации китайской традиционной философской мысли в современной культуре Китая.

Начиная с 1973 года, в Китае активно проводится политика законодательного закрепления экологического нормирования. Во главу угла ставится повышение экологической осведомлённости граждан и воспитание у них экологической самодисциплины

. В 1973 году в КНР состоялся первый Национальный конгресс, посвящённый проблемам окружающей среды. В 1984 году в составе Государственного совета был создан Комитет по охране окружающей среды, и участие Китая по охране экологии в международном сотрудничестве было ещё более усилено. Кроме того, китайским правительством было подписано более 30 соглашений с различными странами об охране окружающей среды. В 1989 году вступил в силу Закон КНР «Об охране окружающей среды», разработанный с целью охраны и улучшения окружающей среды и экологической обстановки, предотвращения и контроля загрязнения и других видов риска для людей
. На 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва в 1997 году в Уголовном кодексе КНР 1979 года были приняты поправки, согласно которым предусматривается ответственность за правонарушения против охраны окружающей среды и природных ресурсов
. В соответствии с требованиями закона в Китае каждый год проводится специальная акция, созданная для борьбы с незаконными выбросами отходов предприятий. С 2006 года было найдено более 80000 предприятий, действия которых не соответствовали регламенту КНР по охране окружающей среды, 7294 из них были закрыты. Было выделено огромное количество денежных средств на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
.

В 2012 году на XVIII съезде КПК руководство КНР берёт курс на создание «экологической цивилизации» и «зелёного развития». На съезде тогдашний руководитель страны Ху Цзиньтао произнёс речь, в которой подчеркнул важность создания концепции «экологической цивилизации», основными направлениями которой будут являться уважение к природе и разработка мер по её охране. Немного позднее Си Цзиньпинь, занявший высшие посты в руководстве страны, выдвигает философско-идейную концепцию «Сообщества единой судьбы человечества». Идеи Си Цзиньпина о построении гармоничных отношений человека и природы глубокими корнями уходят в теоретико-методологические разработки китайских древних мыслителей. Данная экологическая концепция полностью согласуется с государственной политикой в области сбережения ресурсов и защите окружающей среды

.

Китайские учёные предлагают объединить концепции древних китайских философских систем с современной концепцией «экологического образования» для развития экологической цивилизации. Они надеются, что возвращение к традициям вызовет у граждан чувства уважения к природе, сопереживания всем живым организмам, и сформирует образ жизни согласно единству и гармонии с окружающим миром. Исходя из этого, на XX съезде КПК, который прошёл 17 октября 2022 года в Пекине, Си Цзиньпин выступил с речью, в которой отметил чрезвычайную необходимость внедрения в жизнь концепции «зелёные горы и изумрудные воды – бесценное сокровище». Кроме этого, председатель КНР подчеркнул, что необходимо ускорять «зелёную» трансформацию модели развития и интенсивно продвигать работу по предотвращению и устранению загрязнений в окружающей среде

. Для реализации этой цели Китай привлекает и древнюю философию, и высокие технологии современности
.

5. Заключение

Идеи гармоничного развития человека и природы в традиционных философских учениях Китая закладывают конструктивный интеллектуальный фундамент для решения проблем экологии. На основании возрождения авторитета экологических принципов древних китайских учений, которому активно способствует руководство страны, практическая деятельность в сфере охраны окружающей среды расширилась от простого контроля промышленных выбросов отдельных предприятий до комплексной борьбы с разного вида загрязнением внутри страны, надзора за ядерной безопасностью и реагированию на чрезвычайные экологические ситуации. Постепенно задачи по охране окружающей среды стали учитываться при принятии стратегических решений по национальному экономическому и социальному развитию.

Экологическому образованию уделяется большое внимание, поэтапно в политических документах и правовых актах укрепляются положения об экологическом воспитании, выпускаются руководства по охране окружающей среды. Перед правительством КНР стоит задача решения существующих экологических проблем путём введения экологического права и его реализации в различных сферах жизни страны. Китайское правительство посредством права регулирует поведение людей в области природопользования.

Руководство Китая осознаёт, что построение экологически ориентированной цивилизации – необходимый шаг для дальнейшего развития страны. Главные идеи уважения к природе и единства с окружающим миром уже заложены в фундаментальных философских концепциях Китая. Обращение к своим культурным традициям и ценностям способствует развитию Китая.

Article metrics

Views:768
Downloads:14
Views
Total:
Views:768