FORMATION OF HUMAN AND SOCIAL CULTURE AS THE MISSION OF JOURNALISM

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.134.144
Issue: № 8 (134), 2023
Suggested:
07.06.2023
Accepted:
30.06.2023
Published:
17.08.2023
669
7
XML
PDF

Abstract

Journalism is viewed as a phenomenon that contributes to the formation of human culture and makes a significant impact on the education, enlightenment, ethical, aesthetic and other creative development of society members. From these positions the culture-forming functions of journalism – educational and enlightening, hedonistic, aesthetic – are analysed, and their nature and state in modern domestic journalism are disclosed. The expediency and necessity of singling out the aesthetic function of journalism as an independent one is substantiated. The conclusion is made that journalism, relying on existing traditions, is able to resist negative trends arising in society and journalism itself, is able to bear its cultural, educational, enlightenment and hedonistic missions.

1. Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что обладание многосторонними знаниями, достаточным кругозором, сформированными духовными и, в целом, культурными потребностями, все больше становится уделом избранных. Однако, если не остановить, то хотя бы значительно замедлить тенденцию культурной деградации в силах, вместе с иными формами культуры, журналистика, которая своей деятельностью призвана в немалой степени удовлетворять потребности аудитории СМИ в расширении её кругозора, в познании лучших образцов мировой культуры, в приобщении к разнообразию национальных традиций и обычаев, в знакомстве с этическим, эстетическим, ценностным, религиозным и иным своеобразием культурных практик мира. Целью работы, в данном контексте, выступает выявление характера и состояния культуроформирующих функций современной отечественной журналистики. Реализация цели будет достигнута посредством решения таких задач, как рассмотрение основных культуроформирующих функций – воспитательной, образовательно-просветительской, гедонистической, эстетической; обоснование эстетической функции журналистики как одной из самостоятельных и незамещаемых основ формирования человека Культуры.

2. Основные результаты и обсуждение

Культура, как верно определяет этот термин В.С. Степин, – это «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях»

.

Культура аккумулирует накопленный социальный опыт, хранит и передает его последующим поколениям, а также формирует новые программы и модели взаимодействия людей. Она имеет для общества такое же значение, какое имеют биологические механизмы наследственности для организма, без четкой работы которых невозможен его стабильный и долговременный аутопойезис.

Каким же образом и в какой степени транслирует культуру современная отечественная журналистика?

Можно сказать, во-первых, что журналистика сама является одной из форм культуры общества, наряду с искусством, религией, наукой и др. Во-вторых, особенностью российской журналистики всегда была ее связанность с искусством литературы. Отечественная журналистика генетически вышла из литературного творчества – вспомним, хотя бы, журналы А.П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела», журналы «Трутень» и «Живописец» Н.И. Новикова, «Московский журнал» Н.М. Карамзина, литературные журналы Московского университета «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Доброе намерение», «Невинное упражнение» и другие. В российском социоинформационном поле всегда существовал довольно ощутимый сегмент интеллектуальных и эстетико-художественных изданий. Интересно, что, как отмечает М.А. Воскресенская, в преддверии революций 1917 года появились даже так называемые журналы-манифесты, «противополагавшие социально-политическим лозунгам идею жизнетворчества, то есть пересоздания мира художественными средствами и реализовавшие концепцию печатного издания как целостного произведения искусства»

.

В настоящее время классически понятая журналистика также продолжает восприниматься как часть и разновидность литературной деятельности. Иными словами, высокие требования истинной журналистики к самой себе и таковые же к своей аудитории остаются, они закономерны, обоснованы и необходимы.

В этой связи хочется отметить, что сейчас в российской медиасфере существует немалый список изданий по разнообразной тематике культуры. Заслуживающую внимания попытку типологизировать содержание изданий такого рода предпринял Р.В. Зинин. Он выделяет следующие их тематические разделы: культурно-просветительский, искусствоведческий, научно-популярный, научно-публицистический, литературно-художественный, художественно-публицистический, рекреативный, досуговый, развлекательный, связанный с хобби

, тем самым доказывая, что традиционная ориентация российской журналистики на различные сферы культуры сохраняется.

Таким образом, культуроформирующие функции журналистики призваны формировать и формируют массовое сознание на основе раскрытия и популяризизации образцов высокого и самого значимого человеческого культурного опыта, на основе воспитания, образования, просвещения, привития хорошего эстетического вкуса и цивилизованного этикетного поведения в корреляции с шедеврами и памятниками мировой и национальных культур, тем самым, в чем можно согласиться с Е.П. Прохоровым, «способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека»

и формированию, как совершенно верно считает Е.В. Ахмадулин, творческой личности
.

В таком понимании сущности и предназначения культуроформирующих функций журналистики заложены и легко просматриваются ее основные, необходимые для реализации, роли, к которым относятся, прежде всего, тесно связанные между собой воспитательная, образовательно-просветительская, гедонистическая, эстетическая.

Воспитательная роль (функция) ответственна за сложный и многоуровневый процесс передачи и усвоения субъектами идейно-ценностного, обеспечивающего созидательное развитие общества, каркаса общечеловеческой культуры, и входящих в нее, согласно этим ценностным критериям, образцов культуры национальной. На данном фундаменте ценностей и идеалов только и возможна интериоризация единой системы материального и духовного опыта человечества в виде научных и технических знаний, религии и философии, политических и экономических представлений, искусства, повседневных сведений и других продуктивных сторон жизни общества. Воспитание – это сложный и многоуровневый процесс, осуществляющийся и как специально организованный, осознанный, и как спонтанный, неосознаваемый, подверженный влиянию многих факторов. Целью воспитания предстает формирование целостной, свободной, духовной, гуманной, творческой личности

. В ходе воспитания, кроме того, важен эмоциональный контакт и доверие, настроенность воспитателя и воспитуемого на взаимное понимание и сотрудничество
,
. Следовательно, создатель журналистских материалов должен постоянно помнить о своей воспитательной миссии, стремиться быть и оставаться тем, кому можно доверять, предвидеть то воздействие, которое может оказать на аудиторию его журналистское произведение, принимать в расчет коллизии современной жизни, тот социальный контекст столкновения ценностей и антиценностей, культуры и антикультуры, человеческого и античеловеческого, в рамках которого обретает бытие его журналистский опус.

Тесно связанная с воспитательной образовательно-просветительская функция журналистики предполагает расширение, углубление, детализацию уже имеющихся знаний, а также трансляцию и оценку новых; «обеспечение массовой аудитории текстами, в которых получают отображение новые для нее продукты специализированных видов творческой деятельности, содержащие в себе общественно значимые знания, нормы и ценности»

.

Одна из основных задач просветительских журналистских материалов состоит в том, чтобы раскрыть значимость и внятно донести до массовой аудитории суть новых достижений, полученных в областях науки, искусства, философии, других сферах жизни общества. Трудность здесь заключается в том, что данные достижения изначально фиксируются в аутентичных профессиональных языках данных предметных областей и поэтому сложны для восприятия массовым читателем и зрителем.

Кроме того, серьезная проблема, связанная с реализацией образовательно-просветительской функции заключается в том, что, несмотря на то, что при создании просветительских текстов лучшие авторы используют весь жанровый и лексико-стилистический выразительный арсенал средств журналистики и СМИ, вопреки тому, что существует немалое количество научно-популярных, культурно-просветительских, искусствоведческих изданий, телевизионных и радиопрограмм, сила их воздействия на аудиторию сейчас ослабевает. Объясняется это, во-первых, увеличением количества весьма сомнительной информации, идущей от различных астрологов, экстрасенсов, «целителей» и т.д., предлагающих «легкие» и «универсальные» способы преодоления трудностей, уводящих в сторону от реального постижения и оценки проблем, а, следовательно, и от их адекватного решения. Во-вторых, ослабление значимости для аудитории просветительских текстов обусловлено, согласно данным некоторых исследователей, несоответствием ряда этих текстов образовательно-просветительским критериям

Еще одно предназначение культуроформирующих функций журналистики – досуг, релаксация, развлечение аудитории. Но даже в процессе развлечения журналистика обязана повышать культурный уровень своих реципиентов, но никак не примитивизировать и не вульгаризировать его.

Гедонистическая функция (или функция релаксации, рекреативная, развлекательная, досуговая) представляет собой, по определению Л.Р. Дускаевой и Н.С. Цветовой, «производство, распространение информации о потреблении ценностей культуры в сфере досуга. Журналистский дискурс, «потребляемый» аудиторией в свободное время, направлен на самообразование, приобщение к культуре, посвящен занятиям хобби, спорту, моде, домашнему хозяйству, общению по интересам, играм. Следовательно, журналистика сферы досуга посвящается разным формам свободного времяпрепровождения аудитории и призвана разнообразно наполнять его»

.

Нужно отметить, что досуговая функция проявляет себя уже с самим возникновением журналистики в России. На протяжении последних трех столетий в нашей журналистской традиции наблюдается тесная связь образовательно-просветительских, воспитательных и гедонистических её аспектов. Однако сложившийся порядок нарушается с распадом Советского Союза. Рекреативная функция журналистики стала отдаляться от воспитательных и образовательных задач, в изданиях и разделах изданий, предназначенных для отдыха аудитории, начинают весьма ощутимо присутствовать сугубо развлекательные и рекламно-коммерческие материалы. На сегодняшний день, поэтому, в отечественной медиасфере существуют как качественные издания гуманистического характера, прививающие представления о традиционных ценностях культуры, просвещающих и воспитывающих, так и издания иного рода, ангажирующие примитивные потребности и отвечающие на непритязательные запросы аудитории

.

В целом же, как отмечает исследователь Ю.М. Коняева, по своим функциональным характеристикам досуговые издания подразделяются на следующие группы:

1) направленные на просвещение (научно-просветительские и культурно-просветительские);

2) направленные на формирование потребительской культуры;

3) развлекательно-релаксационные

.

Гедонистическая функция журналистики родственна функции эстетической, ведь необходимым признаком эстетического отношения человека к миру является эстетическое наслаждение (эстетическое удовольствие), возникающее в процессе эстетического восприятия явлений природы, общества, искусства.

Эстетическая функция не всеми теоретиками журналистики выделяется как самостоятельная, хотя многими из них ее аутентичное содержание включается в ряд сопрягающихся функций, таких, как идеологическая, рекреативная, культурно-просветительская, образовательная и др. Например, термин «эстетическая функция» не употребляют Е.П. Прохоров, Б.Я. Мисонжников, А.Н. Тепляшина (в своем учебном пособии), Г.В. Чевозерова,

, Б.А. Грушин, С.Г. Корконосенко, В.Л. Цвик
и другие авторы. Е.В. Ахмадулин ее рассматривает как разновидность воспитательной подфункции, а С.Н. Ильченко и коллектив авторов учебника «Радиожурналистика» под редакцией А.А. Шереля
считают нужным в число функций журналистики включить именно эстетическую функцию.

Мы также считаем целесообразным позиционировать эстетическую функцию как самостоятельную, несмотря на то, что в некоторых других функциях, как указывалось выше, уже ангажируются отдельные аспекты эстетической сферы. Целесообразность эта обоснована тем, что журналистика, понимаемая как разновидность словесного творчества, эстетична по своей природе, а такие категории, как жанры, стилистика, архитектоника журналистских текстов и другие – суть категории эстетики. Кроме того, художественно-публицистические жанры журналистики являются плодом художественного творчества, которое всегда эстетично. Существуют и другие доводы в пользу выделения эстетической функции, равно как и плодотворные попытки системного рассмотрения журналистики как эстетического феномена.

Следует подчеркнуть, что сегодня важность предметного рассмотрения эстетических аспектов и особенностей журналистики особенно назрела. Это объясняется перманентным и наблюдаемым повсеместно снижением эстетических требований к журналистским произведениям в журналистском же профессиональном сообществе, что свидетельствует, как мы считаем, о недостаточности профессионального мастерства «акул пера». Кроме того, появление новых СМИ породило такие процессы, как создание и распространение контента людьми, которые в подавляющем своем большинстве не имеют ничего общего с журналистикой, а стало быть, не соизмеряют свою деятельность с законами эстетики и требованиями эстетического вкуса.

3. Заключение

Таким образом, можно резюмировать, что отечественная журналистика имеет прочные культурные фундамент и традиции своей деятельности, изначально опираясь на литературное творчество, имея прочные взаимосвязи с иными видами искусства и формами культуры. Все рассмотренные культуроформирующие функции журналистики, предстающие как в форме просвещения, образования и воспитания, так и в форме релаксации, призваны «ваять» образ человека как духовного существа, ангажировать «высокие» чувства и формировать «высокие» потребности, то есть способствовать его гуманистическому и творческому развитию. Аутопойезис современной отечественной журналистики, поэтому, нам видится как прочное и неотступное следование исторически сложившимся культурно-просветительским традициям (не отрицая, конечно, и новые позитивные тенденции и полезные технологии), что позволит уверенно противостоять уже имеющимся или вновь возникающим социокультурным вызовам.

Article metrics

Views:669
Downloads:7
Views
Total:
Views:669