ПРИНЦИПЫ ТИПИЗАЦИИ В ЗАСТРОЙКЕ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКА)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.55.117
Выпуск: № 1 (55), 2017
Опубликована:
2017/01/25
PDF

Михайленко Т.Г.

ORCID: 0000-0003-4011-7660, Доцент,

кандидат исторических наук,

Курский государственный университет

ПРИНЦИПЫ ТИПИЗАЦИИ В ЗАСТРОЙКЕ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКА)

Аннотация

Типовое строительство господствовало в застройке российской провинции в конце XVIII - начале XIX веков. Для зданий были разработаны так называемые «образцовые» фасады, применение которых внедрялось на государственном уровне. Такая застройка не предполагала индивидуальности города, но вместе с тем явилась основой качественного градостроительства в едином стиле. Из центра в губернию посылались чертежи строений и «дворовых мест» с пояснениями к ним. Принципы типизации регламентировались циркулярами министерств и базировались на канонах классицизма.

Ключевые слова: типовое строительство, «образцовые» фасады, застройка.

Mikhaylenko T.G.

ORCID: 0000-0003-4011-7660, Associate Professor, PhD in History,

Kursk state University

THE PRINCIPLES OF TYPIFICATION IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN PROVINCE OF THE LATE XVIII - EARLY XIX CENTURIES (ON EXAMPLE OF KURSK)

Abstract

Typical constructions of building dominated in the development of the Russian province in the late XVIII - early XIX centuries. The so-called «model» facades were developed for the buildings, their use was also introduced at the state level. This construction of building did not anticipate the identity of the city, however, was the basis of the quality of urban development in the same style. The drawings of buildings and «yard areas» with explanations were being sent from the center in the province. The principles of typification was regulated by circulars of the ministries and was based on the canons of classicism.

Keywords: typical construction of building, «model» facades, buildings.

Городская застройка осуществляется в результате взаимодействия множества факторов: экономических, социальных, градостроительных, имеющих свои временные особенности. В эпоху Екатерины II основной регулирующей силой в строительстве было абсолютистское государство. Город был распланирован на прямоугольные кварталы. Для возведения новых строений из столиц присылались так называемые «образцовые» фасады, которые изготавливались в соответствии с принципами классицизма и отличались строгой симметричностью, часто имели фронтон в центре главного фасада и портик.

В конце XVIII в. применялось восемь разновидностей «образцовых» проектов жилых зданий [1, С.143]. Тогда же были разработаны проекты казённых строений, например, «соляных» магазинов (т.е. складов) [2], присутственных мест для уездных городов [3]. Типовые винные и «соляные» магазины должны были строиться в российских городах в соответствии с местными условиями. Для этого в губернию из центра посылались планы и сметы, причём губернатор сам выбирал, по каким именно планам, какого размера и где именно должно возводиться казённое строение.

Типовое строительство было более дёшево и доступно, чем индивидуальное, поэтому «образцовые» проекты нашли широкое применение повсеместно. Так, в Курскую губернию были присланы проекты В.П.Стасова, удостоенные «высочайшей апробации». Их послал, например,   7 декабря 1811 г. губернатору А.И.Нелидову министр полиции А.Балашёв [4, Л.771]. Это были 10 фасадов для частных строений, соответствующих «нуждам и надобностям городских жителей». В 1809 г. архитекторы А.Захаров, В.Гесте и Л.Руска разработали 100 проектов жилых домов. В 1812г. 125 «образцовых проектов» создал В.П.Стасов [1, С.161]. Инструктивная записка, составленная В.П.Стасовым, приобрела силу закона (23 ноября 1811 г.) «О правилах при производстве в городах частных строений» [5, С.410]. Плановое частное типовое строительство производилось только по проектам из «Собрания фасадов», изданным отдельной книгой и продававшимся министерством внутренних дел. Это правило было введено 31 декабря 1809 г. [6, С.93]. К 1809 г. в ассортименте министерства полиции имелось 100 фасадов, каждый экземпляр которых стоил 25 рублей. Эта цена упоминается в циркуляре МВД от 11 февраля 1810 г. [7, Л.126,190]

Обеспечением населения типовыми проектами занималась также 2 экспедиция министерства внутренних дел, образованная 17 августа 1810 г. В обязанность чиновников входило составление планов губернских и уездных городов, «снабжение для частных построений планами и фасадами» [8, С.523], «постройки и поправки разных казённых зданий, гостиных дворов, монументов и проч.» [9, Л.459], составление «образцовых» планов частным строениям, составление смет в строительном комитете, назначение архитекторов.

Для ворот и заборов также применялись типовые, «высочайше утверждённые» образцы. Об этом говорится в циркуляре министерства полиции от 6 июля 1811 г., № 787 [4, Л.361]. Серии образцовых фасадов почтовых станций были изданы в 1819г., церквей - в 1824г., тюремных зданий и присутственных мест - в 1828 г.[1, С.161]

В циркуляре № 1345 от 23 ноября 1811 г. «О фасадах для частных строений» [10], направленном курскому губернатору из министерства полиции, имеются размеры частей фасадов. Расстояние от кровли с карнизом до окна регламентировалось размером не менее 1¼ аршин. Окна каменных домов делались вышиной не менее 2¼ аршин, шириной 1¼ аршин, исключая мезонины и антресоли, в которых окна могли быть ниже. Дома имели нечётное количество окон.

Для бедных жителей высота окон была не менее 2 аршин, ширина 1 аршин и 2 вершка, простенки делались не уже окон. Расстояние от кровли с карнизом до окон – не менее 1 аршина. Окна от земли возвышались не менее чем на 2 аршина для свободного размещения цоколя и полов. Таким образом, вся высота фасада снаружи составляла 5 аршин или более, внутри – 4 или более аршина. По мнению министра полиции А. Балашева, более низкие строения неудобны для жителей и не имеют приличного вида. Высота кровли была не более ¼ высоты дома.

Специальные столичные мастерские изготавливали элементы барельефов и фризов [11, С.298]. Дома окрашивались в жёлто-розовый и жёлтый цвета, детали выделялись белым. Строения выполнялись кирпичными или рублеными деревянными на каменном фундаменте, с обшитыми тёсом или оштукатуренными стенами. Применялась железная кровля по деревянным стропилам. Для отделки использовались: руст, клинчатые перемычки над проёмами с выделением замковых камней.

По фронту улицы располагались главные усадебные строения, подсобные находились в глубине участка застройки. На улицу также смотрели окна гостиной, комнат для приёма гостей. С этой же стороны дома располагался и парадный вход. Остальные помещения находились в глубине строения и имели дополнительный вход для связи с садом или задним двором. Основу пространственной схемы составляли анфилады или более развитая анфиладно-коридорная планировочная система [12].

Указания по возведению строений часто были написаны на планах застройки, выдаваемых горожанам [13]. Например: «Дозволяется Климовскому построить дом жилой, нижний этаж каменный, а верхний деревянный со штукатуркой на манер каменного по фасаду № 3. Деревянное строение делать от фундамента до кровли не больше 6 аршин; кровлю делать по указанной пропорции в третьей части широты. Строения крыть тёсом или гонтом, другим же ничем не крыть, и деревянные строения в два этажа не делать», - написал губернский землемер Коренев на схеме, утверждённой 22 декабря 1802г.

Начало применения «образцовых проектов» было положено курским губернским землемером И.Ф. Башиловым, который применил типовой фасад для постройки собственного дома. «Всё то строение производить ему, Башилову, на назначенном по единому плану месте по фасадам от 2-го и 3-го и крыть железом, черепицею или тёсом и дранью в жолубь и другим ничем не крыть» [13].

Разные в Курске строились дома. Это мог быть и деревянный одноэтажный на каменном фундаменте, как у купцов Вязмитиновых в Сергиевском приходе [14, Л.14], и большой трёхэтажный каменный особняк купцов Никитиных на углу улиц Фроловской и Золотой [15, Л.13]. На участке, примыкавшем к особняку, размещались каменный ледник, амбар, сарай, баня. Общая площадь имения составляла 36,5х42 саж2.

В документах Государственного архива Курской области сохранились  чертежи типичного дома конца XVIII – начала XIX вв. Одно- или двухэтажные строения в основном имели нечётное количество окон с наличниками. Если входная дверь выходила на улицу, то она располагалась  посредине. Одноэтажные деревянные дома на каменном фундаменте строились по фасаду № 4. Двухэтажные, с первым каменным, а вторым – деревянным этажом, –  по фасаду № 3 [16]. Строились также целиком каменные двухэтажные дома.

Довольно часто встречался почти полностью деревянный дом с каменным уличным фасадом. Такие здания сохранились в Курске до нашего времени, например, на Семёновской, Красной Армии, Верхней Луговой и других улицах. Типовые планы в конце XVIII – начале XIX вв. не делались. Регламентировался только вид фасада. Доказательством тщательности и неотвратимости контроля внешнего вида здания со стороны властей может служить, например, следующий факт. 14 июля 1822 г. курский полицеймейстер просил губернского землемера «немедленно освидетельствовать» [17, Л.291] каменную постройку купца А.Ф.Гнучева по поводу того, насколько она соответствует типичным «городским фасадам».

Принципы типизации и повторности применялись в русском градостроительстве очень широко, не только для отдельных зданий, но и для кварталов. Об этом можно узнать из письма от 6 февраля 1812 г. министра полиции А.Балашева губернатору, где говорится о том, что для «устройства…городских кварталов и разделения их на обывательские места» всем губернаторам следует применять выполненные архитектором Гесте двадцать шесть разновидностей чертежей [18, Л.214].

Свои впечатления от застройки типичного города российской провинции конца XVIII - начала XIX веков оставили известные деятели российской культуры. Н.В.Гоголь называл форму современных ему  городских строений совершенно плоской и простой. Дома, по мнению классика русской литературы, напоминали сараи или казармы, а их маленькие правильные окна «в отношении ко всему строению были похожи на зажмуренные глаза» [19, С.46]. Историк И.И.Дитятин писал об отсутствии архитектурно-художественной выразительности застройки того времени [20, С.19]. Такое положение объяснялось объективными причинами, а именно: для создания индивидуальных проектов зданий не хватало архитекторов и ремесленников строительного профиля, а также денежных средств и строительных материалов.

Опыт применения типовых проектов для частных построек в России был продолжен впоследствии, при принятии в 1851 г. Строительного устава, а именно: в него была внесена 274 статья «О порядке утверждения планов и фасадов на частные постройки» [21, С. 226-229.].

Основные принципы типизации в застройке российской провинции конца XIII - начала XIX веков можно сформулировать  следующим образом:

  1. повсеместное применение «образцовых» фасадов;
  2. размещение главного фасада основного строения выделенного участка (иначе «дворового» места) по «красной» линии улицы;
  3. строительство в пределах выделенного участка;
  4. возведение домов на местах, указанных на предварительно составленном проекте планировки участка;
  5. единый классический стиль всего города;
  6. применение симметрии;
  7. регламентирование определённой  высоты зданий и ширины фасадов;
  8. применение стандартной отделки: руст, клинчатые перемычки над проёмами с выделением замковых камней;
  9. использование типовых элементов, барельефов, фризов;
  10. применение одинаковых конструктивных решений;
  11. стандартная окраска домов – жёлто-розовая или жёлтая с выделением белых деталей.

Реализация типовой застройки стала возможна благодаря централизованному изготовлению «образцовых» фасадов, не сопровождавшихся планами и разрезами, привлечению к внедрению данных проектов высших государственных чиновников: министров, губернаторов, губернских землемеров. Каждое из зданий могло быть выполнено на достаточно высоком художественном и конструктивном уровне, что доказывает их достаточно хорошая до нашего времени сохранность[22]. Принципы типизации городской застройки, начало которым было положено в конце XVIII - начале XIX веков, стали одной из основ строительной отрасли века двадцатого.

Список литературы / References

  1. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм / Т.Ф. Саваренская.– М.: Стройиздат, 1989.
  2. Российский государственный архив древних актов, далее РГАДА. Ф.248. Оп.160. Д.971, 972.
  3. РГАДА. Ф.248. Оп.160. Д.910.
  4. Государственный архив Курской области, далее ГАКО. Ф.1. Оп.1. Д.9246.
  5. Пилявский В.И. История русской архитектуры / В.И.Пилявский.– Л.: Стройиздат, 1984.
  6. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII - XIX веках / С.С. Ожегов. – М.: Стройиздат, 1984.
  7. ГАКО. Ф.1. Оп.1. Д.9240.
  8. Полное собрание законов Российской империи.– СПб.: Тип. II Отд-ния Собств. Его Император. Величества канцелярии, Т.XXXI.
  9. ГАКО. Ф.1. Оп.1. Д.9226.
  10. Михайленко Т.Г. О безопасности типовой застройки Курска начала XIX века / Т.Г. Михайленко // Известия ОрёлГТУ. Сер. «Строительство. Транспорт». – 2008.– №4. – С.66-69.
  11. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах; гл. ред. Н.Я.Колли.– М.: Издательство литературы по строительству, 1968. Т.6: Архитектура России, Украины и Белоруссии. XIV – первая половина XIX века / ред. П.Н. Максимов.
  12. Леденёва Г. Л. Гражданская архитектура Российской провинции конца XIX – начала XX столетий (на примере застройки г.Тамбова) / Г.Л.Леденёва [Электронный ресурс].– Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. -112с.
  13. Михайленко Т.Г. Типовая застройка Курска конца XVIII века /Т.Г. Михайленко // Промышленное и гражданское строительство. – 2009. - №5. – С.40-41.
  14. ГАКО. Ф.33. Оп.2. Д.212.
  15. ГАКО. Ф.33.Оп.2. Д.210.
  16. Михайленко Т.Г. Концепция престижного жилья в XVIII в. и в современности (на примере Курска) / Т.Г. Михайленко // Материалы XV международной заочной научно-практической конференции «Технические науки – от теории к практике». – Новосибирск, СиБАК, 2012. – С. 105 – 113.
  17. ГАКО.Ф. 326. Оп.1. Д.2.
  18. ГАКО.Ф.1. Оп.1. Д.9261.
  19. Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени / Н.В.Гоголь// Собрание сочинений: в 6т. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. Т.6: Избранные статьи и письма.
  20. Дитятин И.И. Русский дореформенный город / И.И. Дитятин // Статьи по истории русского права. – СПб.: Издание О.Н. Поповой, 1895.
  21. Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 года и дополнительные к нему постановления об отдельных отраслях деятельности земства. Правила устава строительного (т.XII, ч.I, изд.1857г.); составили по своду законов, полному собранию законов и собранию узаконений и распоряжений правительства Н. Воеводский и барон Ю. Икскуль. – СПб, 1890.
  22. Михайленко Т.Г. О реконструкции старинных купеческих особняков Курска / Т.Г. Михайленко// Безопасность строительного фонда России. Проблемы и решения: материалы международных академических чтений. – Курск: КГУ, 2015. –С.28 – 33.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Savarenskaja T.F. Istorija gradostroitelnogo iskusstva. Pozdnij feodalizm i kapitalizm[The history of urban art. Late feudalism and capitalism] / T.F.Savarenskaja. – M.: Construction's publishing house, 1989.
  2. Russian State Archive of Ancient Acts, further RSAAA. F.248. I.160. T.971, 972.
  3. F.248. I.160. T.910.
  4. State Archive of the Kursk Region, further SAKR. F.1. I.1. T. 9246.
  5. Piljavskij V.I. Istorijarusskojarhitekturi[History of Russian architecture] / V.I.Piljavskij. – L.: Construction's publishing house, 1984.
  6. Ochegov S.S. Tipovoje i povtornojestroitelstvo v Rossii v XVIII – XIX vekah [Model and re-construction in Russia in XVIII - XIX centuries] / S.S.Ochegov. – M.: Construction's publishing house, 1984.
  7. F.1. I.1. T. 9240.
  8. Polnoje sobranije zakonov rossijskoj imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire] – SPb.:Typography II Department of His Imperial Majesty's Chancellery, 1830. Vol.XXXI
  9. F.1. I.1. T. 9226.
  10. Mikhajlenko T.G. O bezopasnosti tipovoj zastrojki Kurska nachala XIX veka [About the security standard development of Kursk the beginning of the XIX century] / T.G.Mikhajlenko // Izvestija OrjolGTU Ser. «Stroitelstvo.Transport» [Proceedings of Orel state technical University Series «Construction. Transport»]. – 2008. - №4. – P.66-69.[in Russian]
  11. Vseobchaja istorija arhitekturi. V 12 tomah, gl. red. N.Ja.Kolly [General history of architecture.In 12 volumes, ed. N.I.Collie]– M.: Publishing house of literature on construction, Vol.6. ArhitekturaRossii, Ukraini i Belorussii. XIV– pervaja polovina XIX veka [Architecture of Russia, Ukraine and Belarus. XIV - first half XIX century] / ed. by P. N. Maksimov.
  12. Ledeneva G. L. Grashdanskaja arhitektura Rossijskoj provincii konca XIX – nachala XX stoletij (na primere zastrojki g.Tambova) [Civil architecture of the Russian province of the late XIX – early XX centuries (on the example of the development of Tambov)] / G.L.Ledeneva [Electronic resource].– Tambov: Publishing house FGBOU VPO «TSTU», 2015. -112 p.
  13. Mikhaylenko T. G. Tipovaja zastrojka Kurska konca XVIII veka [A Typical building of Kursk the late eighteenth century] / T. G. Mikhaylenko // Promishlennoje i grashdanskoje stroitelstvo [Industrial and civil construction]. – 2009. - No. 5. – Pp. 40-41.[in Russian]
  14. F.33. I.2. T. 212.
  15. F.33. I.2. T. 210.
  16. Mikhaylenko T. G. Koncepcija prestishnogo shilja v XVIIIv. i v sovremennosti [The Concept of a prestigious housing in the XVIII-th century. and in the present (on the example of Kursk)] / T. G. Mikhaylenko // Materiali XV meshdunarodnoj zaochnoj nauchno-practicheskoj konferencii «Tehnicheskije nauki – ot teorii k practike» [Proceedings of the XV international correspondence scientific-practical conference «Technical Sciences – from theory to practice»]. – Novosibirsk, Sibak, 2012. – Pp.. 105 – 113.[in Russian]
  17. F.326. I.1. T. 2.
  18. F.1. I.1. T. 9261.
  19. Gogol N.V. Ob arhitekture ninishnego vremeni [About the architecture of the current time] / N.V.Gogol // works in 6T. – M.: Gpsudarstvennoe izdatelstvo hudoshestvennoj literaturi [State publishing house of artistic literature], 1959. Vol. 6: Izbrannie statji i pisma [Selected articles and letters].
  20. I. Dityatin Russkij doreformennij gorod [Russian pre-reform city] / I. I. Dityatin // Statji po istorii russkogo prava [Articles on the history of Russian law]. – SPb.: Edition Of O. N. Popova, 1895.
  21. Poloshenije o zemskih uchreshdenijah 12 ijunja 1890 goda i dopolnitelnije k nemu postanovlenija ob otdelnih otrasljah dejatelnosti zemstva. Pravila ustava stroitelnogo (t.XII, ch.I, izd.1857г.); sostavili po svodu zakonov, polnomu sobraniju zakonov i sobraniju uzakonenij i rasporjashenij pravitelstva N.Vojevodskij i baron Ju.Iskul [The Statute on Zemstvo institutions 12 June 1890 and in the complementary of the decision to separate sectors of activity of the Zemstvos. The rules of Charter construction (vol. XII, part I, ed.1857.); was the body of law the complete collection of laws and collection of legalizations and orders of the government N. Vojevodskij and Baron Yu. Excel]. – SPb, 1890.
  22. Mikhaylenko T. G. O Reconstrukcii starinnih kupecheskih osobnjakov Kurska [On the reconstruction of the old merchant mansions of Kursk] / T. G. Mikhaylenko // Bezopasnost stroitelnogo fonda Rossii. Problemi i reshenija: materiali meshdunarodnih akademicheskih chtenij [Safety construction Fund of Russia. Problems and solutions: materials of the international academic readings]. – Kursk: KSU, 2015. –Pp. 28 – 33.[in Russian]