АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.081
Выпуск: № 3 (57), 2017
Опубликована:
2017/03/17
PDF

Прохожев Н.О.1, Прохожев О.А.2

1ORCID: 0000-0001-8480-7415, Бакалавр архитектуры, 2ORCID: 0000-0001-7651-7135, Соискатель учёной степени, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Аннотация

В статье рассматривается роль абстрактного мышления при организации творческого процесса проектной деятельности в архитектуре и дизайне. Используя трансцендентальный метод познания, была установлена абстрактная основа творческого процесса. Синтетический характер композиции, как науки, проявляется на всех этапах проектирования архитектурного объекта и связан с универсальными принципами разума. Таким образом, различия между абстрактной композицией, формальной композицией и ассоциативной композицией в проектной деятельности определяются неразрывной связью между восприятием и существованием.

Ключевые слова: творческий процесс, абстрактная композиция, формальная композиция, ассоциативная композиция, трансцендентальный метод, архитектурное проектирование.

Prokhozhev N.O.1, Prokhozhev O.A.2

1ORCID: 0000-0001-8480-7415, Bachelor of Architecture, 2ORCID: 0000-0001-7651-7135, Postgraduate student, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

ABSTRACT THINKING AS THE BASIS OF THE CREATIVE PROCESS IN ARCHITECTURAL DESIGN

Abstract

The article considers the role of abstract thinking in organize the creative process of design activity in architecture and design. Using a transcendental method, the abstract basis of creative process was established. Synthetic character of composition, as a science, is shown at all design stages of an architectural object and is connected with the universal principles of reason. Thus, differences between abstract composition, formal composition and associative composition in design activity are defined by the inextricable connection between perception and existence.

Keywords: creative process, abstract composition, formal composition, associative composition, transcendental method, architectural design.

Полярность в отношении интеллектуального и интуитивного видов познания, безусловно, отражается на последовательности осуществления творческого процесса в любом виде деятельности. Достижения в области фундаментальной психологии и технической эстетики позволяют судить о многих аспектах данного вопроса. Силами одной лишь интуиции невозможно организовывать проектную работу над сложными системными объектами, и, несомненно, для подобного вида деятельности важна первичность абстрактного мышления. В свою очередь, закономерности восприятия диктуют свои правила и нельзя упускать из вида интуитивную составляющую когнитивной деятельности человека. Цель данной статьи продемонстрировать абстрактную, схематичную сущность творческого процесса проектной деятельности в архитектуре и дизайне, используя  трансцендентальный метод познания.

Рассматривая подобную фундаментальную задачу необходимо изначально отметить, что архитектурный объект является предметом объективной действительности и взаимодействует со зрителем в субъективных условиях. Поэтому целесообразно обособить чувственную, перцептивную составляющую данного явления и определить границы, в которых допустимо использовать абстрактное мышление.

Использование прикладной и чистой общей логики, позволяет рассмотреть творческий процесс в архитектурном проектировании как относительно к архитектурному объекту, так и безотносительно к нему в рамках трансцендентальной эстетики. Следует отметить, что от органического произведения природы архитектурный объект отличается тем, что в органическом существе встречается неразрывность того, что в эстетическом произведении выступает уже после анализа, хотя и в форме единства [1, С. 385]. Сталкиваясь с разумной природой композиции, по прежнему остаётся актуальна гештальт-психология, главным объектом исследования которой, является тот факт, что сумма частей воспринимаемого объекта не сводится к целому. Именно утверждение о том, что объект и субъект, восприятие и существование, трансцендентальный идеализм и эмпирический реализм неразрывно связаны, позволяет говорить о композиции, как о науке, исследующей в субъективных условиях правила представления результатов синтеза (поиска единства явлений в их многообразии) в доступном для восприятия виде. Таким образом, воля приобретает форму через сознательную деятельность автора произведения, где порядок осуществления творческого процесса основан на закономерностях восприятия и схематизме понятий. Средствами трансцендентальной аналитики и диалектики возможно установить порядок организации творческого процесса в следующей последовательности:

  1. Дедукция предмета объективной действительности посредством понятий, а именно, универсалий как основного элемента синтеза. В данном случае, универсалия – наиболее общее понятие, отражающее синкретичность всех вещей и явлений.
  2. Объективизация идеального образа предмета через взаимодействие со средой. Единство сознательной и бессознательной деятельностей в произведении достигается при его восприятии в субъективных условиях, среде, где форма приобретает устойчивое содержание, а затем и конечный образ.

Как правило, существующие методы и приёмы организации материально-пространственной среды определяют лишь порядок анализа результата творческого процесса, поэтому несут экспертно-индуктивный характер и, как следствие, не учитывают синтетическую природу архитектурного объекта. Композиционные средства и приёмы применяются “по факту” и служат для определения признаков присутствия закономерностей, схематичной природы созданного объекта искусства. Несомненно, что индуктивный подход к организации творческого процесса в проектной деятельности не последователен и не отражает разумную природу композиции, как науки.

Рассматривая творческий процесс в рамках трансцендентальной эстетики, напротив, становится очевидна первичность абстрактного мышления, что приводит к необходимости в обладании отдельными композиционными средствами, основанными на универсальных, безусловных принципах разума. Такие композиционные средства, учитывающие синкретичность вещей и явлений, целесообразно отнести к “абстрактным”. Опираясь на вышеизложенную последовательность осуществления творческого процесса необходимо рассмотреть три ключевых вида композиции: абстрактную, формальную, ассоциативную.

Данная ниже схема (рис. 1) отражает процесс дедукции архитектурного объекта в рамках творческого процесса при проектной деятельности в архитектуре и дизайне. Разделение композиции на абстрактную, формальную и ассоциативную обусловлено разумной, рассудочной и чувственной способностями человека, где абстрактная композиция соотносится с разумом субъекта, способностью создавать единство правил рассудка по принципам. Формальная композиция, в свою очередь, соотносится с рассудком субъекта, способностью создавать единство ощущений по правилам, “благодаря чему многообразное в явлении (das Mannigfaltige der Erscheinung) может быть упорядочено определённым образом” [2, C. 63], то есть в форму явления.

03-03-2017 16-22-54

Рис. 1 - Дедукция архитектурного объекта как предмета объективной действительности

 

Именно поэтому возникает очевидное диалектическое тождество функции и формы в архитектурном объекте при его восприятии субъектом. Ассоциативная композиция включает средства, направленные на определение конечного образа предмета объективной действительности, учитывая чувственную способность и восприимчивость души субъекта. При объективизации идеального образа предмета форма приобретает устойчивое содержание лишь при созерцании конечного образа в субъективных условиях, что определено неразрывной связью между восприятием и существованием. Представленные закономерности (рис. 2) являются необходимым основанием для осуществления организации творческого процесса в проектной деятельности [3].

03-03-2017 16-24-00

Рис. 2 - Принципиальная схема творческого процесса в решении композиционных задач

 

Последовательный переход от духа к душе, от разума к чувственности, от абстрактной композиции к ассоциативной композиции ведёт к объективизации идеального образа архитектурного объекта. Первичность абстрактного мышления в творческом процессе избавляет автора произведения от индуктивного формирования архитектурного образа. Вместо попыток определить разумную природу объекта в спонтанно созданном образе, целесообразно использовать переход от схематизма понятий (этап дедукции) к факторам среды (этап объективизации) устраняя в итоге лишь формальную неопределённость при непосредственном восприятии объекта, изначально обладающего разумной основой. Именно в данном случае композиция может считаться наукой и включать правила регламентирующие применение различных методов организации материально-пространственной среды в общей проектно-художественной концепции.

Как правило, архитектурный объект обладает свойствами системного объекта, структуру которого определяют общие и специфические функционально-технологические процессы. Следовательно, творческий процесс должен быть органично включён в общую последовательность проектирования архитектурного объекта и учитываться дизайн-программой. Двухчастная последовательность осуществления творческого процесса (дедукция - объективизация) выражает проблематизирующий подход при моделировании системного объекта, в отличие от прототипического подхода, основанного на уже известных ситуациях и проектных решениях. Проблема, сформулированная путём дедукции предмета в общем представлении сознательной личности, ведёт к нестандартному проектному решению и возникновению конечного архитектурного образа уже при восприятии субъектом. “Этот процесс развивается от нулевой, беспредметной фазы, в которой системный объект существует как открытая проблема, что даёт возможность осуществить его проектное формообразование по самым различным направлениям...” [4, C. 54] Своеобразие подобного системного объекта заключается не только в решении конкретной проблемы, но и в особенностях восприятия его отдельно взятой сознательной личностью.

Таким образом, на каждом этапе проектирования последовательно задействованы интеллектуальная и интуитивная составляющие когнитивной деятельности человека, что соответствует синтетическому характеру композиции. Единство интеллекта и интуиции во время осуществления творческого процесса и восприятия архитектурного объекта, позволяет говорить о системном объекте подобного рода, как о целостной структуре, гештальте, порождённом двойственной природой разума.

Список литературы / References

  1. Шеллинг Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. И. Шеллинг; пер. И. Я. Колубовский. – Ленинград.: СОЦЭКГИЗ, 1936. – 480 c.
  2. Кант И. Критика чистого разума / Иммануил Кант; пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным ; прим. Ц. Г. Арзаканяна. – М.:Эксмо, 2014. – 738 с.
  3. Прохожев О. А. Методика эффективного решения задач в проектировании визуальных коммуникаций / О. А. Прохожев // Нижегородская школа дизайна. [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2 / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; редкол.: Л. А. Зеленов и др. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. – С. 57-61.
  4. Сидоренко В. Ф., Кузьмичёв Л. А. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа / В. Ф. Сидоренко и др.; под ред. Л. А. Кузмичева, В. Ф. Сидоренко, Д. Н. Щелкунова. – М.: ВНИИТЭ, 1987. - 172 с.
  5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм; пер. с англ. Г. Е. Крейдлина. - М.: Прометей, 1994. – 352 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Shelling F. V. I. Sistema transcendental'nogo idealizma [The system of transcendental idealism] / F. V. I. Shelling; translated by I. Ja. Kolubovskij. – Leningrad.: SOCJeKGIZ, 1936. – 480 p. [in Russian]
  2. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason] / Immanuil Kant; translated by N. Losskogo edited by C. G. Arzakanjanom and M. I. Itkinym ; remarks by C. G. Arzakanjana. – M.:Jeksmo, 2014. – 738 p. [in Russian]
  3. Prohozhev O. A. Metodika jeffektivnogo reshenija zadach v proektirovanii vizual'nyh kommunikacij [Methods of effective problem solving in the design of visual communications] / O. A. Prohozhev // Nizhegorodskaja shkola dizajna. [Tekst]: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Nizhny Novgorod school of design. Interuniversity collection of scientific papers.] V. 2 / Nizhegor. gos. arhitektur.-stroit un-t [Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering] ; edited by L. A. Zelenov and others. – N. Novgorod : NNGASU, 2011. – P. 57-61. [in Russian]
  4. Sidorenko V. F., Kuz'michjov L. A. Metodika hudozhestvennogo konstruirovanija. Dizajn-programma [Methods of industrial design. Design programm] / V. F. Sidorenko i dr.; edited by L. A. Kuzmicheva, V. F. Sidorenko, D. N. Shhelkunova. – M.: VNIITJe, 1987. - 172 p. [in Russian]
  5. Arnhejm R. Novye ocherki po psihologii iskusstva [New essays on the psychology of art] / R. Arnhejm; translated by G. E. Krejdlina. - M.: Prometej, 1994. – 352 p. [in Russian]