ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ МОРКОВИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.018
Выпуск: № 3 (57), 2017
Опубликована:
2017/03/17
PDF

Курбанов С.А.1, Магомедова Д.С.2, Курбанова Л.Г.3

1ORCID: 0000-0001-9390-5180, Доктор сельскохозяйственных наук, 2ORCID: 0000-0002-7559-2456, Кандидат сельскохозяйственных наук, 3Аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский ГАУ имени М.М. Джамбулатова»

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ МОРКОВИ

Аннотация

На лугово-каштановых среднесуглинистых почвах равнинной зоны Дагестана  изучено влияние сроков и густоты посевов столовой моркови сорта Шантенэ 2461 на особенности прохождения фаз вегетации, показатели фотосинтетической деятельности, водопотребление и режим орошения культуры при капельном орошении. Выявлено, что максимальная урожайность 42,2 т/га корнеплодов достигается при посеве во 2 декаде марта и густоте 0,8 млн. шт./га, обеспечивающих максимальный коэффициент энергетической эффективности – 6,14 и уровень рентабельности производственных затрат 73,5%.

Ключевые слова: фазы вегетации, сроки и густота посевов, всхожесть, капельное орошение, режим орошения, коэффициент водопотребления, показатели фотосинтетической деятельности, урожайность, экономическая и энергетическая эффективность.

Kurbanov S.A.1, Magomedova D.S.2,  Kurbanova L.G.3

1ORCID: 0000-0001-9390-5180, PhD in Agricultural, 2ORCID: 0000-0002-7559-2456, PhD in Agricultural, 3Postgraduate, FSBEI HE "Dagestan State Budget Agricultural University by M.M. Dzhambulatov"

TECHNIQUES OF INCREASING CARROT PRODUCTIVITY

Abstract

On the meadow-chestnut medium loamy soils of the plains-term areas of Dagestan studied the effect of the timing and density of crop varieties of table carrot Shantanu 2461 on the features of the passage of the phases of vegetation photosynthetic activity indicators, water consumption and irrigation culture regime under drip irrigation. It was found that the maximum yield of 42,2 t/ha of root crops is achieved when sown in the 2nd decade of March and density of 0.8 million/ha, ensuring maximum energy efficiency ratio – 6,14, and the level of profitability of production costs 73,5%. 

Keywords: vegetative phase, the timing and density of sowing, germination, drip irrigation, irrigation regime, water consumption rate, indicators of photosynthetic activity, productivity, cost and energy efficiency.

Анализ многочисленных исследований, проведенных в различных регионах засушливой зоны Российской Федерации показывает, что к важнейшим факторам, определяющим урожайность столовой моркови, относятся метеорологические условия, плодородие почвы, биологические особенности культуры, водный и пищевой режим почвы на орошаемых землях, выбранный способ орошения и другие факторы [1, 2, 3].

Рост и развитие столовой моркови зависят от условий внешней среды и представляют собой взаимодействие растения с внешними факторами. В условиях усиливающейся аридизации климата и нарастающего дефицита пресной воды, капельное орошение является наиболее эффективным способом орошения культуры, обеспечивающим рациональное использование водных ресурсов и позволяющим оптимизировать условия произрастания растений [4, 5, 6, 7].

Исследования проводили в учебно-опытном хозяйстве Дагестанского ГАУ. Опытный участок расположен на лугово-каштановых среднесуглинистых почвах, характеризующихся низким содержанием гумуса с колебаниями в пределах пахотного слоя от 1,72 до 2,88%, слабощелочной (рН=7,5) реакцией почвенного раствора, низкой обеспеченностью легкогидролизуемым азотом  и подвижным фосфором низкая (36,7 и 13,5 мг/кг сухой почвы соответственно) и высокой обменным калием - 437 мг/кг сухой почвы.

Полевые опыты в 2012-2014 гг. проводились по следующей схеме: сроки посева (фактор А), по датам посева (фактор В) и густота посевов (фактор С). По срокам посева было предусмотрено два варианта: А1 – весенний срок посева; А2 – летний срок посева. По датам посева было предусмотрено 3 варианта для весеннего срока: В1 – посев в 1 декаде марта, В2 – посев во 2 декаде марта, В3 – посев в 3 декаде марта; 3 варианта для летнего срока: В4 – посев в 1 декаде июня, В5 – посев во 2 декаде июня, В6 – посев в 3 декаде июня. По густоте посевов также было 3 варианта: С1 – густота 600 тыс. шт., С2 – 800 тыс. шт. и С3 – 1000 тыс. шт./га.

Поливы проводились из расчета увлажнения 0,4 м слоя почвы поливными нормами 87 и 165 м3/га. При выращивании моркови применялась 4-х строчная ленточная схема размещения растений. Опыт закладывался методом расщепленных делянок, форма и направление делянок, а также размещение защитных полос принималось в соответствии с требованиями к полевым опытам в овощеводстве [8].

Результатами исследований установлено, что наибольшее влияние на прохождение растениями фенологических фаз, продолжительность межфазных периодов оказывают сроки и даты посевов культуры (таблица 1). Густота посевов на продолжительность фаз вегетации и сроки их наступления не оказала существенного влияния.

При весеннем сроке посева продолжительность вегетационного периода по годам исследований колебалась от 137 до 160 дней, при этом основные различия обусловлены продолжительностью появления всходов. В среднем наибольшая продолжительность вегетации наблюдалась при самом раннем посеве и составляла 156 дней, а к 3 декаде марта продолжительность вегетационного периода сократилась до 140 дней. При летнем посеве продолжительность вегетации колебалась в пределах 110…116 дней, но в отличие от весеннего срока посева, более поздние посевы способствовали увеличению вегетационного периода в среднем на 6 дней.

Основные различия в продолжительности весенней вегетации моркови обусловлены разной продолжительностью появления всходов, что связано с особенностями температурного режима. Для появления всходов при посеве в 1 декаду марта потребовалось 34 дня и сумма активных температур 75°С, а при посеве в 3 декаде марта – 20 дней и сумме температур 143°С. При летних посевах увеличение продолжительности вегетации при более поздних сроках посева связано с увеличением продолжительности межфазного периода «техническая спелость – уборка».

При весеннем посеве отмечена тенденция роста всхожести от 89,8% при посеве в 1 декаде марта до 92,7% при посеве в 3 декаде марта, что, по всей вероятности, связано с лучшими условиями для прорастания семян столовой моркови. Однако к уборке корнеплодов густота посевов уменьшается в среднем до 78,3% при несущественной разнице по датам и густоте посевов. При летнем посеве такой закономерности не наблюдается, но общая всхожесть на 1,9% выше. Отмечена также тенденция увеличения густоты посевов при более поздних сроках посева и рост количества сохранившихся к уборке растений  до 80,1%.

Сроки и даты посева столовой моркови оказывают существенное влияние на формирование площади листьев, фотосинтетического потенциала (ФП) и массу накопленного сухого вещества (таблица 1).

 

Таблица 1 – Влияние сроков, дат и густоты посевов на фотосинтетическую деятельность столовой моркови (2012-2014 гг.)

14-02-2017 15-42-49

НСР05  тыс. м2/га                         1,6  

При весенних посевах растения столовой моркови формируют площадь листьев на уровне 24,2…26,5 тыс. м2/га, а при летних посевах она снижается в среднем на 15,1%. Этому способствуют меньшая продолжительность вегетации и формирование листовой поверхности в более высоком температурном режиме. Влияние густоты посевов при весеннем сроке посева не прослеживается, хотя максимальная площадь листьев формируется при густоте 0,8 млн. шт./га. В тоже время, при летнем сроке посева прослеживается тенденция увеличения площади листьев  и их сохранности к уборке при более поздних сроках посева, когда уменьшается негативное влияние высоких температур.

Отмечены различия в формировании листовой поверхности по межфазным периодам в зависимости от срока посева. Так, при весенних посевах за межфазный период «всходы-2 лист» в среднем формируется площадь листьев  в количестве 6,5% от максимальной площади листового аппарата, а при летних посевах – 14,9%, то есть в 2,3 раза интенсивнее. И в последующие межфазные периоды  отмечается разница в интенсивности нарастания листьев, но она снижается до 11,8% в период «2 – 5 лист» и до 6,3% в период «5 – 7 лист». Высокая скорость формирования ассимиляционного аппарата при летних сроках посева объясняется лучшими погодными условиями для его формирования.

Исследования показали, что накопление ФП находится в прямой корреляционной зависимости от площади листьев, поэтому наибольший ФП отмечен у весенних посевов моркови (в среднем 1529 тыс. м2·сут./га), а максимальный при густоте 0,8 млн. шт./га – 1586 тыс. м2·сут./га. При летних посевах ФП снижается в среднем на 7,5%.

Выявлено, что наибольший ФП и масса накопленного сухого вещества формируется при весеннем посеве столовой моркови густотой 0,8 млн. шт./га, а лучшей датой является вторая декада марта. Среди летних посевов наиболее перспективен посев в третьей декаде июня густотой 0,8 млн. шт./га.

Сроки посева оказали существенное влияние на режим орошения столовой моркови и сказалось это не только на величине оросительной нормы, но и на количестве поливов и их распределении по межфазным периодам. При весенних сроках посева до фазы 2 листа проводится 4…6 поливов с расходом воды 420…545 м3/га в среднем за 45 дней, а при летних сроках посева фаза 2 листа в среднем наступала через 17 дней, что привело к сокращению число поливов до 3…4 и расходу воды на 30,2%. В дальнейшем, по всем межфазным периодам на летних посевах число поливов возрастало на 1…2, за исключением периода «техническая спелость-уборка».

Летние посевы из-за высоких летних температур приводили к увеличению числа вегетационных поливов на 2…3, росту оросительной нормы на 18,9% и суммарного водопотребления на 5,1%. Расчеты коэффициента водопотребления показали, что при весенних сроках посева он составляет 100,9 м3/т, а при летних посевах эффективность использования воды снижается на 23,2%. Наиболее эффективное использование воды отмечено при посеве во 2 декаде марта и густоте 0,8 млн. шт./га.

Данные по урожайности свидетельствуют о том, что весенний срок посева столовой моркови в среднем на 14,7% продуктивнее летнего, а лучшей датой посева является 2 декада марта, обеспечивающая урожай корнеплодов на уровне 40 т/га (таблица 2).

 

Таблица 2 – Энергетическая и экономическая эффективность сроков и густоты посевов столовой моркови (2012-2014 гг.)

14-02-2017 15-45-00

НСР05 т/га                                  2,1  

Изучение густоты посевов показало, что наиболее эффективной является густота 0,8 млн. шт./га, при которой урожайность возрастает до 42,2 т/га и выход товарной продукции до 91,7%. Посев моркови в 3 декаде марта не эффективен, так как урожайность снижается на 9,7% независимо от густоты посева и на 3,1% снижается выход товарной продукции.

Наилучшей датой летнего срока посева также является 3 декада июня и густота 0,8 млн. шт./га, при которых достигается урожайность 35,8 т/га и 90,4% товарной продукции. Более ранние летние посевы приводят к снижению урожайности и выхода товарной продукции.

Расчеты энергетической и экономической эффективности показали, что при посеве моркови во 2 декаде марта густотой 0,8 млн. шт./га обеспечивается максимальный коэффициент энергетической эффективности - 6,14 и наивысший уровень рентабельности производственных затрат – 73,5% при минимальной себестоимости 1 т корнеплодов – 6,34 тыс. руб. и окупаемости затрат на внедрение системы капельного орошения за 1 год.

Список литературы / References

  1. Овчинников А.С. Обработка почвы, орошение и урожайность моркови в Нижнем Поволжье / А.С. Овчинников, С.А. Лисиченко, В.В. Бородычев, А.А. Мартынова // Плодородие. – 2015. - №3. – С.30-32.
  2. Ванеян С.С. Влияние микроорошения и минеральных удобрений на урожайность и качество моркови столовой разных гибридов / С.С. Ванеян, А.М. Меньших // Мелиорация и водное хозяйство. – 2015. - №3. – С.30-32.
  3. Курбанов С.А. Сроки и густота посевов столовой моркови при капельном орошении / С.А. Курбанов, Д.С. Магомедова, Л.Г. Курбанова // Мелиорация и водное хозяйство: проблемы и пути решения: Материалы международной научно-практической конференции (Костяковские чтения). 29-30 марта 2016 г. - Москва: ФГБНУ «ВНИИГиМ имени А.Н. Костякова», 2016. – С.299-300.
  4. Курбанов С.А. Проблемы мелиорации в Дагестане и пути ее решения // Вестник РАСХН. – 2011. - №3. – С.32-33.
  5. Кизяев Б.М. Водное хозяйство: проблемы и пути решения / Б.М. Кизяев, С.Д. Исаева // Мелиорация и водное хозяйство. – 2015. - №6. – С.23-27.
  6. Кондрашова О. Управление агротехнологиями в условиях часто повторяющихся засух // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2013. - №2. – С.55-58.
  7. Гаплаев М.Ш. Экономическая эффективность выращивания моркови столовой в условиях Центрального Предкавказья // Овощи России. – 2011. – № 2. – С.47-53.
  8. Литвинов С.С. Методика полевого опыта в овощеводстве / С.С. Литвинов. – М.: Изд-во ВНИИО, 2011. – 648 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Ovchinnikov A.S. Obrabotka pochvy, oroshenie i urozhajnost' morkovi v Nizhnem Povolzh'e [Tillage, irrigation, and carrot yield in the Lower Volga region] / A.S. Ovchinnikov, S.A. Lisichenko, V.V. Borodychev, A.A. Martynova  // Plodorodie [Fertility]. – 2015. - № 3. – P.30-32 [in Russian]
  2. Vanejan S.S. Vlijanie mikrooroshenija i mineral'nyh udobrenij na urozhajnost' i kachestvo morkovi stolovoj raznyh gibridov [The effect of microporosity and mineral fertilizers on yield and quality of carrot different hybrids] / S.S. Vanejan, A.M. Men'shih // Melioracija i vodnoe hozjajstvo [Melioration and water economy]. – 2015. - №3. – P. 30-32 [in Russian]
  3. Kurbanov S.A. Sroki i gustota posevov stolovoj morkovi pri kapel'nom oroshenii [The timing and density of plantings of carrot under drip irrigation] / S.A. Kurbanov, D.S. Magomedova, L.G. Kurbanova // Melioracija i vodnoe hozjajstvo: problemy i puti reshenija: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Kostjakovskie chtenija). 29-30 marta 2016 g. [The irrigation and water management: problems and solutions: materials of the international scientific-practical conference (Kostkov reading). 29-30 March 2016] - Moscow: All-Russian Scientific Research Institute of Hydraulic Engineering and Land Reclamation named after A.N. Kostyakov, 2016. – P. 299-300 [in Russian]
  4. Kurbanov S.A. Problemy melioracii v Dagestane i puti ee reshenija [Problems melioracii in Dagestan i puti ee reshenija] // Vestnik RASHN [Bulletin of the RAAS]. – 2011. - №3. – P.32-33 [in Russian]
  5. Kizjaev B.M. Vodnoe hozjajstvo: problemy i puti reshenija [Water management: problems and solutions] / B.M. Kizjaev, S.D. Isaeva // Melioracija i vodnoe hozjajstvo [Melioration and water economy]. – 2015. - №6. – P.23-27 [in Russian]
  6. Kondrashova O. Upravlenie agrotehnologijami v uslovijah chasto po-vtorjajushhihsja zasuh [Managing technologies in a frequently recurring droughts] // Mezhdunarodnyj sel'skohozjajstvennyj zhurnal [International agricultural magazine]. – 2013. - № 2. – P.55-58 [in Russian]
  7. Gaplaev M.Sh. Jekonomicheskaja jeffektivnost' vyrashhivanija morkovi stolovoj v uslovijah Central'nogo Predkavkaz'ja [Economic efficiency of cultivation of carrot in the conditions of Central Caucasus] // Ovoshhi Rossii [Vegetables of Russia]. – 2011. – № 2. – P.47-53 [in Russian]
  8. Litvinov S.S. Metodika polevogo opyta v ovoshhevodstve [Methodology of field experiment in vegetable production] / S.S. Litvinov. – M.: VNIIO Publishing, 2011. – 648 p [in Russian]